Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Восточный вопрос

Восточный вопрос - термин, употребляемый в политике и дипломатии, для обозначения отношения Европы и России к двум последствиям присутствия турок в Европе:

  1. к положению христианских народностей, подвластных мусульманскому государственному строю
  2. к коммерческому и политическому соперничеству держав между собою из-за преимущественного положения на Босфоре

Фактическим началом Восточного вопроса следует считать взятие Константинополя турками (1453 AD), утверждение владычества которых в этом пункте мирового значения, не могло не вызывать осложнений в международной жизни государств, так как государственный строй турецкого султаната был построен на идее господства над покоренными христианскими народностями, с насильственным обращением в мусульманство подрастающего мужского поколения и уводом женщин в гаремы.

В силу этого, естественно, что y европейских государств, постепенно выработалось право специального покровительствования турецким христианам.

Споры из-за объема этого права, в связи с соперничеством государств на почве покровительствования своим единоверцам, при игнорировании других христиан, наполняли собою три столетия (Cinquecento—Settecento) до 1856 AD, когда на Парижском конгрессе великие державы включили Турцию в свой состав, хотя и в качестве младшего, опекаемого члена.

Исторически Восточный вопрос можно разделить на четыре главных периода:

  • до Венского конгресса (1815 AD), когда каждая из великих держав смотрела на Восточный вопрос с точки зрения своих личных отношений к Турции
  • от Венского конгресса до Парижского (1856 AD), когда державы, отказавшись смотреть на Турцию как на исконного врага, признали принцип совокупного вмешательства в её дела во имя охранения принципа "легитимности"
  • от Парижского трактата (1856 AD) до турецкой революции (1908 AD), когда западные державы, опираясь на обещания Турции и в видах остановки роста за её счет Poссии и славянства, ввели Турцию в "концерт великих держав" и стали опекать её, установив совокупную гарантию ее status quo
  • от “младотурецкой революции” 1908 AD до Лозанского мирного договора 1923 AD
      • от турецкой “революции” до  Балканских войн 1912 -1913 AD, когда державы нашли возможным признать Восточный вопрос разрешимым самою обновленною Турциею, без насильственной опеки его со стороны держав, что они и доказали снятием этой опеки в деле македонских реформ и объявлением о намерении отказаться от права так называемой "капитуляций" (подсудность подданных европейских держав своим консулам и особым смешанным консульским трибуналам, a не турецким судам и администрации)
      • от  освобождения Македонии, Албании и греческих островов Эгейского моря от турецкого господства до секретных соглашений, заключённых в годы Великой войны между участниками Антанты (англо-русско-французское соглашение 1915 AD, Сайкс — Пико договор 1916 AD etc.), которые предусматривали переход Константинополя  и Черноморских проливов к России и раздел Азиатской части Турции между союзниками
      • от  вывода России социалистами  из мировой политики, военного разгрома Турции державами Антанты до  образования “независимого национального турецкого государства” . Турция должна была лишиться всех присвоенных христианских территорий, а следовательно, потерять Чёрное море, Архипелаг, Проливы, в общем, всю свою европейскую часть и Армянское нагорье, ибо турки не сумели стать европейским народом. Только приход к власти бесчестных предателей в России помог туркам остановить полную деколонизацию  Османской империи.

Период до Венского конгресса

Период до Венского конгресса был полон в отношении России рядом войн и мирных договоров, в которых идея покровительства христианским народностям Турции была лишь привходящим элементом.

Главной же целью русского правительства в то время была защита своих южных границ от нападений подвластных Турции крымских татар и обеспечение торговых сношений с константинопольскими греками.

Борис Годунов первый поставил во главу отношений к Турции долг христианских государств освободить балканских христиан.

Но Смутное время, сосредоточив внимание России на борьбе с Польшей и на своих внутренних делах, надолго отвлекло её от Восточного вопроса.

И только при царе Алексее Михайловиче Россия окрепла уже настолько, что вновь открыто было признано ею своим долгом освобождение балканских христиан:

"Бог призовет меня к отчету в день суда, если, имея возможность освободить их, я пренебрегу этим", говорил Алексей Михайлович.

В его царствование Юрий Крижанич первый бросил в России мысль об единении всех славян на почве этнографического принципа взамен религиозного; эта мысль, развитая в записке Ордын-Нащокина (1664 AD), уговаривавшего царя соединиться с Польшей против Турции, была осуществлена в правление царя Феодора, в войну, закончившуюся Бахчисарайским миром (1682 AD), по которому впервые было установлено право русских людей беспрепятственно паломничать в Иерусалим.

Успехи турок против Польши и Священной Римской империи (осада Вены 1683 AD) привели к "священному союзу" Австрии, Польши и Испании против турок; в нём приняла участие и Россия, но походы кн. В. В. Голицына в Крым окончились неудачею.

В царствование Петра І развитие Восточного вопроса впервые получило толчок в сторону морских интересов России на юге: в 1695 AD был взят Азов, a в 1699 AD дьяк Емельян Украинцев появился в качестве посла на русском военном корабле на Босфоре и добился мира на 30 лет, уступки Азова и Таганрога, права иметь постоянного посла в Царьграде и покровительства паломникам и купцам.

Однако, права русским судам плавать до Босфора, султан не уступил вследствие протестов Англии и Голландии.

Мир также скоро был нарушен Турцией (1710 AD), по подстрекательству Франции, боровшейся с Петром из-за кандидата на польский престол.

Обеспечив себя договорами с владыкой черногорским и господарями Молдавии и Валахии, Пётр двинулся было за Прут, но поход едва не кончился катастрофой, и, по Прутскому договору (1711 AD), Россия потеряла Азов и право посольства, но зато впервые приобрела свободу торговли в Турции.

При преемниках Петра впервые определился столь невыгодный для России курс восточной политики, основанной на доверии к Австрии.

Оно привело победоносный поход Миниха к Белградскому миру (1739 AD), по которому Азов остался за Россией, но подлежал разоружению, между Россией и Турцией проводилась нейтральная зона ("барьера"), a торговля на Чёрном море разрешалась только на турецких судах.

При императрице Елизавете войн с Турцией не было, но сближение России со славянами значительно двинулось вперёд: черногорцы просили о вступлении в русское подданство (1755 AD), a греки мечтали о воссоздании Ромейской империи (Βασιλεία των Ῥωμαίων).

С воцарением императрицы Екатерины II войны с Турцией возобновились под предлогом вмешательства её в дела Польши, на деле же ради усиления авторитета России среди балканских христиан, к которым были посланы особые эмиссары.

Победы Орлова при Чесме, Румянцева на Дунае и Долгорукова в Крыму привели к бегству крымского хана и заключению с татарами отдельного от Турции мира (1772 AD), но Фридрих II успел втянуть Россию в раздел Польши, Австрия же подписала с Портою секретный союзный договор (1771 AD), дабы воспрепятствовать присоединению к России Дунайских княжеств.

В силу этого, по Кучук-Кайнарджийскому миру (1774 AD), Россия приобрела лишь:

  • Азов, Керчь, Кабарду и Кинбурн
  • право торгового судоходства в Чёрном и Средиземных морях
  • право заступничества за турецких православных христиан
  • право иметь в Турции своих консулов

Вместе с тем:

  • была признана политическая независимость всех черноморских татар
  • всем восставшим против султана христианам была гарантирована амнистия
  • христиане Архипелага, Мингрелии и Грузии были также защищены текстом договора от безграничного произвола пашей

Однако, и этот успех русской дипломатии сильно встревожил Австрию: подстрекаемая ею Турция отказалась признать переход к России Кинбурна, Керчи и Еникале.

Тогда Екатерина II, разгадав политику Фридриха II, решила переменить фронт: с Турцией был подписан (1779 AD) "дополнительный" договор (смягчавший постановления 1774 AD), a в 1781 AD был заключен союз с Австрией, которым положено начало колебательной политике России в Восточном вопросе: то против Австрии, то с нею, в её пользу.

Тогда-то, из неправильного представления о возможности для России, опираясь на Австрию, сокрушить Турцию и восстановить Греческую империю, и родился "Греческий проект" Потёмкина.

Между тем, цели австрийской политики были совершенно несовместимы с независимостью балканских славян, в чем была жизненно заинтересована Россия, и Австрия тотчас же предъявила столь большую цену за сотрудничество, что "проект" свелся лишь к мирному завоеванию Крыма и торговому договору с Портой (1783 AD), по которому русские товары облагались, наравне с французскими и английскими, 3 % пошлиной и за консулами признавалось капитуляционное право.

Однако, Турция, не желая мириться с потерей Крыма, приступила к вооружениям и, обеспечив себя поддержкой Пруссии и Швеции, осенью 1787 AD объявила России войну.

Тогда, боясь, что Россия одна воспользуется плодами своих будущих побед, и Иосиф II, со своей стороны, объявил Турции войну.

Одновременно вспыхнули восстания в Албании, Греции и Македонии.

Победы под Фокшанами и Рымником уже сулили разгром Турции, но смерть Иосифа II (1790 AD) повела к прекращению австро-русского союза.

Русские войска, оставшись без союзников, нанесли туркам еще ряд поражений (Килия, Измаил, Мачин, Анапа), но противодействие Англии и Пруссии помешали Екатерине принудить турок к полной покорности.

Ясский договор (1791 AD) определил нашу границу по Днестру, передал Очаков России, гарантировал русским купцам возврат убытков от корсаров при торговле с Варварийскими владениями, a Дунайским княжествам — их полунезависимость.

В общем императрица Екатерина II сильно двинула вперед разрешение Восточного вопроса в желательном для славянства и России смысле.

Короткое царствование императора Павла в отношении Восточного вопроса ознаменовалось только тем, что из ненависти к "вольтерианству" французов он отдал в распоряжение султана русский флот, который и прошёл через Дарданеллы (адмирал Лежнев) для помощи против французов в Египте, a затем, по договору с Портой (1798 AD), обязался дать Турции в помощь не только русский флот, но и 80 000 солдат внаймы.

Этот договор был приведён в исполнение для закрепления за Турцией восставших и призвавших французов жителей Ионических островов.

Захват англичанами Мальты совершил переворот в уме Павла.

Русский флот, простояв месяц в Босфоре, добился согласия Турции на учреждение "республики 7 островов" (Ионических) под протекторатом России.

Тогда же Ростопчин подал замечательную записку, указывая на "болезнь Порты", задачи России на востоке и возможность, действуя совместно с Францией и Австрией, поделить европейские владения Турции:

  • Россия должна была получить Молдавию, Бессарабию и Болгарию
  • Франция — Египет
  • Греция с островами подлежала организации подобно Венеции
  • a Австрия получала Сербию, Боснию и Валахию

Павел принял записку, как план для будущего, и заключил с Францией союз (1801 AD).

Смерть Павла I помешала его осуществлению, Александр же I в Восточном вопросе подпал под влияние записки гр. Кочубея (1802 AD), проводившей обратный Ростопчинскому взгляд: сохранять Турцию, ослабляя её.

Ввиду этого Россия сделала вид, что верит обещаниям Турции относительно реформ для Дунайских княжеств (1805 AD) и возобновила с нею договор 1798 AD, сохранив право прохода русского военного флота через Босфор.

С этого именно времени начинается невыгодная привычка нашей дипломатии терять из виду реальную пользу России и славянства: изъятие славянских земель из-под турецкого ига.

Наше поражение под Аустерлицем и политика Наполеона, стремившегося создать нам затруднения на Востоке, повели к падению русского престижа в Царьграде, сближению Турции с Францией и к безнаказанности янычарских зверств в Сербии.

Восстание Георгия Черного  и записка сербского митрополита Стратимировича, проектировавшего полунезависимость Сербии под протекторатом России, не убедили Спб. порвать с Турцией и поддержать славян.

Видя соседоточение внимания Александра на Франции, Турция без всякого повода нарушила свои договорные обязательства по отношению к России, a когда, вследствие этого, ген. Михельсону было приказано занять Дунайские княжества, объявила России войну (1806 AD).

Тогда Россия предложила Австрии раздел Турции по плану Ростопчина, но Австрия уклонилась.

Тильзитское соглашение Александра с Наполеоном Буонапарте перевернуло положение: Наполеон Буонапарте предлагал Александру раздел:

  • Царьград должен был остаться в руках Турции, так как в нём, по мнению Наполеона, "господство мира"
  • Россия должен был получить оба княжества и Болгарию
  • a Франция — Египет

В Эрфурте (1808 AD) был выработан новый проект раздела Турции, по которому Сербия получала независимость под протекторатом России, a Дунайские княжества, Грузия, Имеретия и Мингрелия отходили в фактическое её обладание.

Противодействуя этому, Австрия привела Турцию к союзу с Англией; в 1809 AD военные действия возобновились, но велись со стороны России крайне вяло вследствие того, что Александр, тяготившийся близостью с Наполеоном Буонапарте, думал более о борьбе с ним, чем о разрешении Восточного вопроса, и вообще неверно оценивал политическое положение.

Тем не менее, победы Кутузова привели Турцию к Бухарестскому миру (1812 AD), по которому Россия приобрела Бессарабию и право военного судоходства по Дунаю до Прута, княжества сохраняли лишь данническую зависимость от Typции, сербы получили амнистию и обещание "самоуправления" и "милосердия", но гарантии исполнения этих обещаний, крепости, вновь передавались турецким гарнизонам.

Сербы, конечно, остались недовольны таким исходом борьбы, и Георгий Чёрный перенёс свои надежды с России на Австрию.

Венским конгрессом, закончившим борьбу Европы с Наполеоном Буонапарте и создавшим "Священный союз" европейских христианских государей (кроме папы и Англии) для "ограждения мира и порядка", с Россией в качестве "первой между равными", закончился первый период Восточного вопроса: отныне Европа совокупно намеревалась блюсти и за турецкими христианами.

Subscribe

  • Bella, ora et labora!

    “.. Народу надо дать правильную, фундаменталистскую веру. Чтобы те же подростки, преодолевая своё подонство, в светлое время суток всё свободное…

  • О мерзавцах

    За коммунизм из Парижа

  • Рецепт счастья

    Считать каждое мгновение своей жизни последним Это писалось довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments