Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Кадм и алфавит

Люди вообще беспамятны.

За четыре века до Перикла, для эллинов кончается история, начинается миф.

Да и у нас в Cinquecento кончается история и начинается миф: «Возрождение», «Реформация» etc.

Геродот, «отец истории», не сохранил никакой, Фукидид почти никакой памяти о крито – эгейской древности.

Только у Гомера мерцают её последние отблески.

“Вёслолюбивые, смелые гости морей, феакийцы”, кажется, баснословные двойники уже Гомером забытых критян.

Гомер выводит все изобретения, все искусства ахейцев из чуждой Финикии, “Красной Земли”.

Он уже “забыл” минойскую древность. Микены –Крит.

Но это не удивительно. Северные люди, Ахеяне, разгромили Эгею.

Первое нашествие –Ахейское, второе –Дорийское (через 20 лет после падения Трои).

Доряне –арии, “люди железа и крови” - вводят железное оружие, несут с собой железный век и приносят в Грецию военную, арийскую цивилизацию.

Интересно, что в “Одиссее”, при описании Крита, доряне упоминаются только как одно из многих здешних племён, ещё не завоевавших острова.

Единого мнения о происхождении алфавита нет.

Может быть, сходство эгейских письмен с эллино-латинскими восходит к общей неолитной древности.

Письменность и литература — слава европейской цивилизации, и в истории Кадма содержится намёк, что корнями они уходят в Крито-Эгею.

Крит связан с Европой, но не с новой “железной”, а с древней, “каменной”, “бронзовой”.

“Крит..колыбель нашего рода святая”, –говорит Вергилий.

Крито-Эгейская древность сквозь Ханаан –Палестину, Св.Землю, проступает для нас.

Hannebu, “морские племена”, так называют крито-эгеян очень ранние, первой династии, египетские памятники.

Все древние народы –Египет, Вавилон, Элам, Хеттея, –сухопутные.

Крито-эгеяне –первое племя морское, мореходное.

С ним вступает в историю водная стихия –воля к простору, движению, свободе, безбрежности –окрылённости, такой же на воде как в воздухе: парус тоже крыло.

Миф о Кадме

Кадм, сын финикийского царя Агенора и Телефассы, брат Европы, фигурирует в мифах.

Его почитали как основателя Фив в Беотии, как того, кто принес в Элладу алфавит.

Когда Зевс похитил Европу, Агенор послал своих сыновей искать её, с приказанием не прежде вернуться домой, как отыскав соблазненную сестру.

Критскую богиню Европу, дочь Финикии, “Красной земли”, но, может быть, не новой, восточной, а древней, западной, – похищает критский Зевс –Бык.

Прядающий, пенящийся, ослепительно белый, nimio candore perffusus , вал морской несёт юную богиню на остров Крит, в Гортину, не новым путём, с Востока, а древним, с Запада (Гортина в западной части острова), чтобы здесь сочетаться с нею в любви под вечным яворм, райским Древом жизни.

На Крите её сторожил пес, в последствии, возможно, поднятый на небо.

Два у Европы лица, –восходящая над морем, красная луна, злая колдунья Геката, и кроткая, белая Голубка, Бритомартис, луна заходящая, падающая в море, –мёртвая спутница живой земли.

Лунный, смертный путь – серебрянный в море, лунный столб, им несёт Европу Бык.

Критская богиня Европа – мать критского бога –царя Миноса (Европа родила Зевсу трёх сыновей: Миноса, Радоманта и Сарпелона). Имя нашего материка от неё.

Что оно значит, мы уже не помним.

Древние уже не помнят. “Европа есть Деметра” (вероятно имеется в виду, елевсинская Деметра), – говорит Павсаний -путешественник.

“Европа” значит страна Заката, “Сумеречная”, “Тёмная”, “Skoteine”, –сообщает этимолог “Гесихий” (Hesychius).

 

Кадм, в сопровождении своей матери Телефассы, пошел во Фракию, где и умерла его мать; затем он отправился в Дельфы и получил приказание оракула прекратить поиски сестры, идти следом за коровой и на том месте, где “она ляжет отдохнуть”, построить город.

В Фокиде он нашел в стаде Пелагона указанную оракулом корову и последовал за ней в Беотию.

На том месте, где корова легла на землю, Кадм основал город Фивы, овальный акрополь (кремль) которого в честь его имени был назван Кадмеей.

Фивы были не только местом рождения Диониса и Геркулеса, пророка Тиресия и волшебного музыканта Амфиона, но и местом действия величайших трагедий: Эдипа и Семеро против Фив.

Сосед Афин и их вечный соперник, город Фивы был также союзником Спарты, а потом ее разрушителем; впоследствии Фивы разрушил Александр.

Желая принести жертву богам (Земле, Афине и Зевсу), Кадм послал некоторых из своих спутников к находившемуся вблизи источнику Арея за водой.

Но они были убиты Ареевым драконом, сыном Арея и эринии Тильфосы (Деметры), который стерёг этот источник.

Тогда Кадм пошёл туда сам и убил дракона.

Зубы его, по совету Афины, он посеял и из них выросли вооружённые люди, которые стали бороться друг с другом и погибли все, кроме пятерых:

  • Эхиона (змеиного)
  • Удайя (почвеного)
  • Хтония (земляного)
  • Пелора (исполинского)
  • Гиперенора (пресильного)

Эти страшные сыны земли (посеянные), были родоначальниками фиванской знати, поэтому часто весь фиванский народ называется поколением Спартов; появление же их из земли обозначает автохтонию Фивян.

За убиение дракона Кадм должен был послужить Арею 8 лет (великий год), по истечении которых Афина предоставила ему владычество над Фивами, а Зевс дал ему в супруги Гармонию (согласие), дочь Арея и Афродиты.

В свадьбе, происходившей в Кадмее, принимали участие все боги;

Кадм вручил Гармонии в виде свадебного подарка платье (пеплос) и полученное им от Афродиты или Европы ожерелье, с которым была связана гибель его рода

В Самофракии, куда в эпоху переселения дорян переправилась часть древних жителей Фив и связала таким образом фиванские предания и культы с туземными, рассказывали, что здесь Кадм, будучи посвящен в самофракийские таинства, сочетался браком с Гармонией и что она — дочь Зевса и Электры, сестра Дардана и Иасиона.

Дети их были: Автоноя (мать Актеона), Ино (мать Меликерта), Семела (мать Диониса), Агава (мать Пенфея) и Полидор.

Потом отправился Кадм с Гармонией в Иллирию, к энхелейцам, сделался царём и оставил власть родившемуся там сыну Иллирию, после того как сам, обратившись вместе с Гармонией в драконы, вступил в Champs Elysees (Елисейские поля, Элизиум, Аваллон).

В Elysium (долину прибытия), последнее место высшего счастья приходят, по орфическо-пифагорейскому учению, те, которые три раза безвинно совершили круг по земле и под землей.

Там правит Кадм (Кадмил, Кадмилл, Учредитель), примкнувший “четвёртый” Кабир (вернее второй-третий) к Самофракийской Троице Великих (Megaloi).

По приведенным преданиям, Кадм — финикиец, а Фивы — финикийская колония; некоторые даже считают его египтянином.

Между тем древнейшие  поэты и логографы Helles ничего об этом не знают; лишь “Геродот” представляет Кадма то ли тирийцем, то ли сидонцем.

Родиной культа Кабиров была фиванская область (Беотия), а племенем, почитавшим их, были беотийские пеласги.

Из Беотии во время переселения дорян тамошние пеласги выселились на Лемнос, Имброс, Самофраку и другие места и принесли с собой туда древний культ Кабиров.

На Лемносе он соединился с культом Гефеста, который здесь, очевидно, был понят как божество подземного зиждущего природного огня.

Культ Кабиров в Беотии, процветавший здесь в древнейшее время, со времени разрушения Фив эпигонами был на долгое время оттеснен, пока позднее не проявился снова в форме мистерий; известнее всего были мистерии Кабиров на Самофракии.

Один позднейший писатель называет трёх Кабиров: Аксиера, Аксиокерсу и Аксиокерса, к которым примкнул  Камилл (Кадмил, Кадм, Учредитель), которого принимали за Гермеса (“Божественная четверица” Пифагора)

Кадм (Устроитель) был первоначально фиванским и тирренским богом, подобно самофракскому Гермесу-Кадмилу, и только в позднейшее время, когда стали конструировать “старинную связь” Helles с Левантом, когда стремились вывести эллинское богослужение и греческую культуру именно из Египта и Финикии, сложилось  предание о каком-то Кадме, переселившемся из Финикии (или Египта), учредившем чужеземные религиозные обряды, научившем письму, употреблению металлов etc.

Алфавит

Следует подчеркнуть, что первый алфавит в полном смысле этого слова появился именно в Hellas, так как только здесь впервые получили обозначение гласные звуки и таким образом, впервые воплотилась отличительная особенность алфавитного письма: один звук — одна буква (в арамейском письме гласные не записывались).

Переход к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных явился важнейшей информационно-технической революцией.

Кадм познакомил эллинов с той фонетической письменностью, которая давно существовала у пеласгов.

В то время, кроме пеласгов, фонетическое письмо имели только ушедшие с циркумпонтийской зоны в Италию этруски и родственные им и нам троянцы, что подтверждает найденная в Италии и опубликованная польским ученым Фаддеем Воланским надгробная надпись на могиле Энея троянского, относящаяся к середине века Троянских войн и дорийского нашествия.

Вероятно троянцы  у пеласгов (крито-эгейцев) позаимствовали и азбуку, и первоначальный характер письма.

А затем уже у пеласгов, этрусков и троянцев переняли фонетическое письмо все остальные.

Диодор Сицилийский (эллинский историк, 663 - 732 AUC) по этому же поводу сказал вполне определенно:

“Хотя вообще эти буквы называются финикийскими, ибо их привезли (…) эллинам из страны финикийцев, они могли бы называться пеласгическими, поскольку пеласги пользовались ими (раньше финикийцев)”.

”Финикийцы” – это  крито -эгейские племена “Филистимлян”, Peleshtium.

Гомеровские этеокритяне, пеласги, лелеги, ликийцы. Египетские keftiu.

Безбородые долицефалы, смугло -красные, также как египтяне и племена древней Америки - ацтеки, тольтеки, майя.

Это “красные”, “ краснокожие”, phoinikes .

Отблеск вечного Заката, Запада, - на лицах, и  в телах  - та красная глина, afar,  из которой вылеплен первый человек “Адам” первого человечества.

Язык не арийский. Древнее население Леванта. Ханаанеи: финикийцы, угариты, хурриты, хетты.

Древние относили начало Кафторимских - Критских поселений в Ханаане к доисторической древности - к “потопу” Девкалиона (“Атлантиде” - по мифу Платона), а конец мы их можем отнести уже к истории,  когда два великих катаклизма опустошили Крит, и люди, вероятно, бежали на с острова на твёрдую землю, в Ханаан –Палестину (Палестина-Фалистимия).

Согласно Гомера, критское племя кидонов обитало у светлых потоков Ярдана, имя его перенесено в Палестину: здешний Иордан - Ярдан критский, память о том сохранилась в имени одного из притоков Иордана, -Krith, нынешний Kilt, у Иерихона.

Русские люди прорубают во льду замерзших рек и озёр крещенскую прорубь - иордань.

Финикийский алфавит, был фонетическим и состоял из одних согласных.

Однако текст, записанный без гласных и обычно без словоразделов, был малопонятен, кроме как в случаях, когда содержание его было заранее приблизительно известно.

Как эллины, пятью гласными буквами 16 согласных, финикийцы свой алфавит не дополняли.

Такое финикийское (консонантное) письмо скорее было применимо как тайнопись  купцов-мореплавателей, чем как всеобщее средство передачи речи, поэтому в течение длительного времени с ним вполне успешно конкурировали системы словесно-слогового письма.

Названия букв перешли из  прото-алфавита в финикийский алфавит и алфавит арамейского наддиалектного языка практически без изменений:

  • альфа - алеф
  • бета -бет
  • гамма -гимель
  • дельта –далет

В его основной форме он известен в надписях, подобно арамейскому буквенному письму, пришёл на смену иероглифам.

Считается, что в основе известных  трёх ханаанейских алфавитных систем — финикийской линейной, угаритской клинописной (обе имели общий порядок букв) и южноаравийской линейной — лежит общий слоговой или словесно-слоговой прототип.

Вероятно этот прототип, собственно “пеласгический”, линейный прото-алфавит в своей первичной форме был воспринят в Сиро –Финикии, Малой Азии, в Элладе и в Италии, дав начало главным письменностям европейцев (koine dialektos, этрусский, латинский etc.), а в скорописной (курсивной) форме, выработанной для родственного финикийскому - арамейского, распространился по всему Леванту, дав начало восточным алфавитам.

Простая система, которую было легко усвоить и детям, позволила покончить с монополией на письменность, которой на протяжении тысячелетий пользовались касты жрецов цикличных цивилизаций Леванта, в долинах субтропических рек (гидротехнические бюрократии, деспотии)

Эллинский алфавит употреблялся также для обозначения числительных.

Самое раннее употребление латинского алфавита зафиксировано в II веке AUC.

Он был основан на письме, которое обнаруживается в халкидонских колониях — таких, как Кумы в Великой Элладе.

Впоследствии его переняли и адаптировали все языки западного “христианства”: от ирландского до финского, а в новейшие времена и многие неевропейские языки, включая турецкий.

Алфавиты глаголицы и кириллицы восходят к греческому ромейского времени и были приспособлены для письменности некоторых славянских языков.

По странной причине предан забвению факт, что, как только из-под пера Николая Ивановича Гнедича появился русский вариант гомеровской “Илиады”, блистательные “греческие поэты” поспешили переложить его на “греческий”, с чего и началась новая жизнь знаменитой поэмы в Старом и Новом Свете.

Поэтический гекзаметр - шестистопный дактиль с одной и двумя цезурами.

Финикийский, эллинский и романский шрифты с острыми углами предопределялись особенностями использования каменного резца.

Постепенная эволюция рукописных стилей стала возможна с началом употребления палочки для письма по воску (стило), а также перьев — для нанесения значков на пергамент.

Латинские минускулы, основа современных “малых букв”, появились около 150 AUC, хотя остались в употреблении и маджускулы (прописные буквы).

Арамейское письмо обозначало лишь одни согласные; гласные же обозначались весьма скудно.

В позднейшее время для обозначения гласных развилась система над- и подстрочных значков.

Старейшие арамейские надписи написаны старофиникийским алфавитом.

Пальмирские (Тадмор) и набатийские надписи начертаны своеобразным алфавитом, развившимся из финикийского.

Параллельно с этим при писании на папирусах развивался курсивный арамейский алфавит.

Арамейцы –земледельцы (сирийцы) ассимилировали малочисленных диких кочевников  страны “Арам” (то есть в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах) в языковом отношении .

Арамейское письмо

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments