Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Гребные флоты -3

Галера

Средиземное море — колыбель европейской культуры — было родиной и военно-морского искусства.

И другие воды, в самых отдалённых частях океанов, во все времена существования человечества, без сомнения, служили ареной борьбы людей.

Но только культура народов, населявших берега Средиземного моря, преемственно развиваясь, дала в своем окончательном итоге покорившую мир европейскую цивилизацию.

Эволюция военно-морского искусства шла параллельно общему ходу развития культуры: зародилось оно в Средиземном море, где изрезанные берега и закрытые бухты благоприятствовали развитию гребного флота.

Когда исторический ход событий переместил центры европейской культуры на северо-запад, к берегам Атлантического океана, влечение народов в океанскую ширь потребовало создания и развития парусных флотов, заменивших гребной, достигший к тому времени в бассейне Средиземного моря возможного совершенства.

В начале своего существования гребной флот являлся лишь перевозочным средством для войск; когда последние прибывали к месту назначения, то вытаскивали свои корабли на берег и устраивали вокруг укреплённый лагерь, оберегая таким образом свою единственную связь с метрополией.

  • подобные экспедиции были редки, море в то время еще пугало людей
  • перед отправлением в поход приносились всенародные жертвы богам с целью их умилостивить для благополучного перехода
  • сказания о таких предприятиях передавались из поколения в поколение (аргонавты, Троянская война)
  • флот двигался крайне медленно, вдоль берегов, от острова к острову;
  • столкновения в эту эпоху между враждебными кораблями и отрядами происходили только случайно и имели характер беспорядочной свалки

Современные представления о Hellas настолько пропитаны восторгами идеологов Просвещения и романтизма, что часто бывает невозможно разглядеть appelé “Древнюю Грецию”, как она есть (или какой она была).

До того много напластования лжи и мистификаций (“золото Трои”, нелепая хронология, привязанная к “тысячелетней истории Римской Церкви” etc.)

Без сомнения, к преобладающим утверждениям об appelé “античной Греции” и баснословию политической историографии следует относиться с осторожностью.

Схему, которая сильно повлияла на отношение европейцев к Hellas, придумал Иоганн Иоахим Винкельман (1717 –1768 AD), прозванный “Открывателем”, бывший префектом “Древностей” в Риме.

Многие appelé “историки”, изучавшие этот выдуманный “классический мир”, подпали под влияние этих интерпретаций, навязанных ограниченностью эпохи Винкельмана.

Тогда не стремились проникнуть ни в материальную, ни в иррациональную сферу эллинской жизни.

Не было ни квантитативного ни квалитативного подхода к изучению геобиосоционоотехнооценоза, популяризировались марксистские бредни о “рабовладельческой формации” etc.

В общих чертах, антропогеоценоз - это биогеоценоз (экосистема), главным компонентом которого является человек (поселение). Термин обычно применяется для обозначения ранних этапов человеческой истории.

История ценозов - это изучение исторического взаимодействия элементов геобиосоционоотехнооценоза , системы, включающей географические, биологические, социальные, технологические и интеллектуальные структуры.

Мы живём во "второй природе". Человек создал вместо биосферы техносферу, со своими законами и следствиями из этих законов.

Ценоз - некая совокупность, которую характеризует, во-первых, внутренние  отношения между элементами и, во-вторых, приспособленность к внешней  среде.

Сложная популяционная динамика, множественные колебания в геобиосоционоотехнооценозах  – во многом связаны с превышением несущей способности занимаемой территории.

Та же колонизация эллинская или “персидская экспансия”, были вызваны именно этим фактором, а не стремлением к политическим “завоеваниям”.

“Империя” appelé “персидская”, конгломерат полисов-сатрапий, где шах гораздо меньше (чем современное государство) вмешивался в сферу частного права или обычая, делегированных полномочий сатрапа.

Да и вообще, теория абсолютной монархии сформировалась во Франции и Англии лишь в конце Cinquecento. Практика -Seicento (после потрясения Лиги).

Так, что “Персидская империя” -это фейк, конструкт, опрокинутый в прошлое, да ещё во времена начала цивилизационного процесса.

Ни один appelé “учёный”, подвизающийся на ниве политической историографии, так и не смог объяснить феномена Эллады.

В мире есть и другие места со столь же благоприятным климатом (Калифорния или Южная Австралия)

Есть в мире и другие внутренние моря, такие, как Балтика, Великие озёра Северной Америки или Японское и Жёлтое море столь же удобные для навигации.

Вероятно, что  тип первого эллинского военного корабля был заимствован у минойцев. Скорее всего, это были простейшие бескилевые суда l'Époque reculée.

Высокий угол вхождения вёсел не способствовал быстроходности этих судов. Вместимость была также не высокой.

Подобные суда в полном смысле нельзя назвать морскими: они не имели палуб (лишь короткий настил в носовой части и корме)

Одиссей и первые колонисты из Халкиды, Эретрии, Коринфа, Мегары, Фокеи и Милета  ходили на лёгких ладьях без палубы, которые были сравнительно низкими и узкими.

Средняя ладья, примерно 50 футов длиной, имела 20 весел (по 10 на каждой стороне).

Пентеконтера - ancien галера эллинов и тирренцев, открытая, без палубы и катастромы; водоизмещением около 10 тонн; 50 гребцов — 24 весла по 2 и 2 весла по 1 гребцу; существовала уже в Троянскую войну.

Позже, в l'Époque antiquite, эллины и тирренцы усовершенствовали конструкцию своих судов, триаконтер (14 вёсел по 2 и 2 весла по 1 гребцу) и пентеконтер – гребных судов, приводимых в движение тремя - пятью десятками гребцов .

Общая длина такого типа судов могла равняться 18-30 метрам.

Такие галеры оснащали единственным прямоугольным парусом, наклоненным к рею, на мачте посредине корабля, которую можно было поднимать или опускать.

Поздние пентеконтеры уже имели массивный киль, переходивший в носовой части в солидный форштевень с тараном, а в корме – закругленный ахтерштевень.

Вероятно строились и палубные  пентеконтеры.

Гоплитагагос (для  пехоты) и гиппагагос (для  лошадей)

Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля.

На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников.

На вёслах, как и у народов севера, сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя  на берег, включались в вооружённое противостояние на суше.

С течением времени морские походы благодаря развитию торговых и колониальных сношений в l'Époque antiquite стали совершаться более часто.

Для успешных торговых контактов с внутренними районами континента нужны были дружественные фактории.

Самые ранние - 12 полисов Ионии : Фокея, Эритры, Клазомены, Теос, Лебедос, Колофон, Эфес, Приена, Миунт, Милет, а также Самос и Хиос на близлежащих островах.

Со временем ранние колонии сами стали исходными пунктами дальнейшей колонизации, и появились цепочки или семьи городов, из которых каждый хранил верность, так сказать своим "родителям"

Милет породил самую большую из подобных семей, в которой насчитывалось до 80 членов, принадлежавших к разным поколениям.

Этрусские (тирренские) и эллинские  пентеконтеры  бороздили средиземноморские просторы как в Тирренском и Эгейском морях, так и в самых удалённых от них местах.

Пентеконтеры этрусков и эллинов, снабжались подводным металлическим тараном, который римляне назвали ростром.

На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами.

Нетрудно понять удобства, даваемые таким якорем: до его изобретения использовались якорные камни и корзины с камнями.

Корабли, во избежание гниения дерева, старались не оставлять надолго на воде и хранили на берегу.

На зиму они ставились для просушки и ремонта в специальные ангары.

Остатки таких ангаров найдены в Пирее,  Энеадах (Акарнания), на островах Эгейского архипелага и в Северной Африке (гавань Аполлония в Кирене).

Они были снабжены наклонными стапелями, сложенными из каменных плит или высеченными в скале, обычно по два под одной крышей, разделенные рядом колонн.

Размеры этих стапелей позволяют уточнить размеры самих судов, максимальная длина стапеля:

  • в Зее  — 37 м
  • в Кирене — 40 м
  • в Эниадах — 47 м
  • ширина между колоннами — 6 м
  • нижние концы стапелей уходили под воду на глубину до 2,5 м

Они, вероятно, были снабжены деревянными полозьями; в Аполлонии в каменном стапеле устроен паз для киля.

Суда вытаскивались либо вручную, либо при помощи ворота (лебедки) — бронзовое храповое колесо от такой лебедки найдено при раскопках ангара в Сумиуме.

Вытаскивание судов на берег практиковалось очень часто, а в опасное время ежедневно на ночь.

Это вызывалось малой мореходностью судов, также желанием дать возможность людям отдохнуть, приготовить еду и поесть на суше.

Перетаскивание кораблей волоком практиковалось в древности в некоторых местностях, например:

  • через перешеек в 0,5 км шириной (согласно Фукидиду), соединявший остров Левкаду с материком (Акарнанией)
  • через перешеек (согласно Страбону) в тарентской гавани
  • и особенно часто через Коринфский перешеек, имевший в самом узком месте 5 км; там имелась для этой цели даже специальная деревянная дорога

В l'Époque antiquite появились военачальники и команды, которые неоднократно участвуя в морских экспедициях, получали опыт, преемственно передававшийся и развивавшийся.

Тип военного судна стал улучшаться и приспособляться к специальным требованиям, всё более удаляясь от своего военно -торгового прообраза.

Прежняя беспорядочная свалка начала заменяться планомерной группировкой судов, позволявшей использовать силу флота наилучшим образом.

Сухопутные способы борьбы, как метание стрел и камней и абордаж, преследовавшие одно истребление личного состава, были вытеснены чисто морским приёмом: родилась идея истребления неприятельских кораблей таранными ударами.

Для  боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного оружия, критическими являются  следующие факторы:

  • маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля  и стремительный уход из-под ответного удара
  • максимальная  скорость, от которой зависит кинетическая  энергия  корабля  и, соответственно, мощь таранного удара
  • защищенность  корабля от неприятельских таранных ударов

Чтобы повысить скорость, нужно было увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна.

Осуществление идеи истребления неприятельских кораблей таранными ударами, предъявило к военным судам требование быстроты и поворотливости, что привело  к созданию типа боевого корабля, сохранившегося в главных чертах на протяжении многих веков, пентеконтеры –либурны - галеры.

Либурна, Liburnae (собственно liburnicae), подразумевается naves, легкие скороходные корабли, какие были в употреблении у иллирийских либурнцев, занимавшихся морскими грабежами. Построены они были обыкновенно из сосны или ели. Прототип венецианских галер.

Во времена Империи стали употреблять их как военные корабли, после того как Октавиан испытал их годность против больших кораблей Антония; они имели иногда 10 рядов скамей для гребцов и оттого называются deceres Liburnicae.

Конструкция арабских и ромейских (высокобортные дромоны, шаланды и памфилы) галер конца l'Époque ancien не известна.

Венеция (Venetia), страна, граничившая на западе с цизальпинской Галлией, от которой отделялась рекой Athesis (Адидже, Эч); на севере находились карнские Альпы, на востоке со стороны Истрии — река Timavus, на юге — Адриатическое море.

Кроме упомянутой реки заслуживают внимания Medoacus maior и minor (Брента с Баккилионе), Plavis (Пиаве), Tilaventus (Тальяменто), Liquentia (Ливенца).

Жители, Veneti, происхождение которых древним было неизвестно (они считались то пафлагонскими генетами, то кельтскими венетами), принадлежали, по всей вероятности, к иллирийскому (пеласгийскому) племени и имели много особенностей.

Они усердно занимались торговлей, особенно янтарём, который привозился к ним по суше с берегов Балтийского моря.

По Птоломею, Венеты (Venedae) жили и при Венедском заливе, от Вислы до Немана

Важнейшими городами в стране, занятой с 570 AUC римлянами, были по направлению с юго-запада на северо-восток Adria, Patavium (Падова), Vicentia (Виченца), Tarvisium (Тревизо), Altinum, Aquileia, Feltria (Фельтре).

В l'Époque ancien удалось увеличить скорость до 7—8 узлов.

Это было достигнуто увеличением длины и лучшими обводами, вследствие чего можно было значительно увеличить ширину судна.

Таким образом, создалась галера , служившая главным типом линейного корабля в гребном флоте до самого его исчезновения.

Галерные флоты l'Époque haute явились прямым продолжением гребных флотов l'Époque ancien, составляя переход к следующей парусной эпохе.

Трудно установить точно время, с какого галера является господствующим типом боевого эскадренного судна.

Изобретение галер шло, по-видимому, из Адриатики, но усовершенствование их и образование галерных флотов было осуществлено итальянскими полисами, сильно развившими свое морское могущество в Duecento -Trecento.

Галера - тип военного судна, появившийся около 1300 –1400 лет назад в Адриатике (Либурна).

Галера имела один ряд весел, форштевень её был вооружён длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой меч, от греческого названия которой и получила своё наименование.

Галеры строились длиной 130—160 футов (с тараном), при ширине 15—25 футов, имели палубу в виде свода, спускавшегося к бортам, y которых высота его над килем была всего около 1 фута.

Пространство под палубой было разделено поперечными перегородками на несколько отделений, предназначенных под каюты и для хранения боевых и провизионных запасов.

Вдоль судна, по его диаметральной плоскости, устраивался помост, возвышавшийся над вершиной палубного свода фута на два и служивший для сообщения носа с кормой; оконечности галеры были покрыты площадками во всю ширину её; помост этот назывался куршеей.

Над кормовой площадкой строилась трельяжная беседка, и в ней, на возвышении, ставилось кресло для капитана.

От куршеи к бортам шли банки для гребцов; вдоль верхней части борта, возвышавшегося над водой на 3—4 фута, в некотором от него расстоянии протягивался брус, в котором делались уключины.

Вдоль бортов над гребцами устраивался помост-крыша, a с боков пространство между этой крышей и брусом с уключинами обшивалось досками, оставляя лишь порты для весел; все это устройство носило название постицы.

Главным двигателем были весла, числом 50—120.

Вплоть до конца Cinquecento вёсла делались небольшими, около 20 футов длины, на одного человека; несколько вёсел выдвигалось в один порт, гребцы их сидели на одной банке, которая для этого ставилась наклонно к диаметральной плоскости.

Такие галеры назывались галерами-зензилями; самыми употребительными из них были трёхрядные триремы, то есть имевшие по три гребца на банке.

Впоследствии длину вёсел увеличили до 30—45 футов, и число их было уменьшено; на каждом весле сидело 5—7 человек.

Между банками, внизу, имелись специальные брусья для упора ног; по бортам устраивались рундуки, на которых команда спала и отдыхала.

Средняя скорость под веслами была около 7 узлов.

К Cinquecento за кормой начали подвешивать руль.

Галера могли ходить и под парусами, для чего имели две или три мачты с треугольным или четырехугольным парусом.

Главным оружием галеры до середины Trecento был таран; кроме того, на носовой площадке устанавливались метательные машины, a на постицах — арбалеты, метавшие камни и горшки с зажигательными составами.

В Trecento в вооружении галер появляются пушки, которые, однако, только к Cinquecento входят во всеобщее употребление, вытесняя собой таран, превратившийся в носовое украшение.

Первая носившая артиллерию галера имела на носу одну бомбарду и около неё несколько мелких орудий; позднее на носу стали устанавливать большую куршейную пушку, по бокам её 2—4 кулеврины, на постицах — фальконеты, камнеметы и небольшие орудия.

Галеры окрашивались в яркие цвета — красный, синий etc.; адмиральские галеры-реалы обыкновенно красились в белый цвет.

Паруса, флаги и вымпелы нередко делали из золотых и цветных тканей, нашивали на них гербы владельцев, капитанов, изображения святых, надписывали стихи молитв или заклинания.

Особым шиком считалось иметь флаги и вымпелы настолько длинные, чтобы концы их тащились по воде; такими же длинными должны были быть концы богатых тканей, покрывавших трельяжную беседку на корме.

Наиболее многочисленную часть экипажа составляли гребцы, носившие в Средиземном море название шиурмы.

Состав их набирался из каторжников, невольников и военнопленных, ноги которых приковывали к упорным брусьям.

Гребля представляла собой очень тяжёлый труд (каторга — далматинское название галеры, перешедшее и к нам одновременно с этого типа судами), продолжавшийся иногда по 10—12 часов без отдыха; если кто из гребцов запаздывал занести в такт весло, то получал удар по голове веслом следующего за ним гребца, да и плеть подкомита не замедляла прогуливаться по его спине.

Для предотвращения расстройства гребли от утомления и голода, подкомиты совали гребцам в рот куски хлеба, смоченного в вине.

Если кто из них падал от потери сил, то ряд ударов плетью заставлял несчастного снова вскакивать и приниматься за работу или окончательно лишал его сознания, и тогда бесчувственное тело выкидывали за борт.

Во время сражения гребцам, занятым той же механической работой, запрещалось воодушевляться или стонать от боли; висевший на шее y каждого кусок пробки вставлялся в рот и должен был заглушать всякий крик.

Победа или поражение для шиурмы были безразличны: совершенно одинаково было, для кого грести; “если ты не позволишь себя покорно убить в сражении, то тебя все равно убьет комит”, — рассуждала шиурма.

Вся шиурма гребла только во время сражений и маневров, a в остальное время — одна или две трети гребцов.

Для поддержания такта во время гребли из шиурмы выбиралось человек восемь музыкантов, положение которых было несколько легче.

Для управления парусами состояли матросы, исключительно вольнонаемные.

Непосредственным начальником всей команды был комит (аргузин, альгвазил), исполнявший вместе с тем обязанности палача; в помощь ему давались подкомиты.

Для всех вообще работ существовали расписания, в которых указывалось, кто какую должен выполнить работу.

Военную часть экипажа составляли сухопутные солдаты, непосредственно подчиненные капитану, которого выбирали чаще всего из аристократических семей и в помощь которому назначали рыцарей.

Особенно славилась искусством строить галеры и организацией галерного флота Венеция.

Пётр Великий, создавая русскую морскую силу, обратился именно в Венецию за образцами этого рода судов и за инструкторами для образования y нас галерного флота.

В Морском музее Императора Петра Великого, который помещался  в здании главного адмиралтейства, в Спб, была богатая  коллекции моделей военных судов.

Среди моделей выделялись по своей художественности английские модели судов, подаренные королём Вильгельмом III Петру I, галера времен Людовика XIII, также подаренная Петру, и мальтийская галера 1456 AD, принадлежавшая Императору Павлу I.

Боевым строем галерного флота остался тот же строй фронта с загнутыми вперед флангами, который был принят древними.

Походным строем также был строй фронта, но в 2 или 3 линии, имея в середине каждой начальника эскадры.

Для перехода в боевой порядок 2-я линия делала полуоборот направо, 3-я — налево, a начальники эскадр переходили на фланги, где, как и y древних, ставились самые сильные суда.

Командующий флотом занимал место в середине боевой линии

Часть судов оставалась сзади в виде резерва и для прикрытия грузовых судов, нередко сопровождавших галерные флоты.

До изобретения артиллерии галерные флоты, сближаясь с неприятелем, осыпали его стрелами, камнями и сосудами с зажигательными составами.

При дальнейшем приближении друг к другу противники обыкновенно теряли строй, каждая галера старалась пустить в ход свой таран или сцепиться с врагом на абордаж.

С введением артиллерии картина боя изменилась немного, ибо заряжание пушек происходило слишком медленно, и нельзя было рассчитывать сделать из орудия больше 3—4 выстрелов до сближения с противником.

На галерах во время приготовления к бою стали устраивать, для защиты от неприятельского огня, траверзы из парусиновых мешков с шерстью, запасными веслами, снастями etc.; таким же образом защищали и прислугу орудий.

Сходясь, флоты поражали друг друга из кулеврин и пушек, потом открывали огонь из камнемётов;

Для зажигания неприятельских парусов забивали в дуло просмоленные и вымоченные в смеси масла со спиртом тряпки.

Когда противники сходились на самое близкое расстояние, в дело вступали мелкие орудия и мушкеты.

Если сражение не могло быть решено артиллерией, что случалось нередко, то все кончалось абордажем, как и в прежние времена.

Время Лепантского сражения  можно считать началом конца галерного флота.

С конца Cinquecento галера начала уступать место парусным судам, так как вёсла мешали установке орудий, a падение рабства затрудняло набор гребцов.

Но для специальных, прибрежных и речных операций она сохранила свое значение на протяжении двух последующих веков и, с малыми изменениями, входила в состав военных флотов даже в начале Ottocento.

К судам галерного типа принадлежали, между прочим, и галеасы и бригантины.

Галеас (голл. galeas, франц. galeace, от итал. galeazza — большая галера), гальес, военный корабль, состоявший на вооружении многих стран Европы в Cinquecento -Seicento.

Представлял собой усовершенствованную крупную галеру (длина до 80 м, один ряд вёсел, 3 мачты с косыми парусами).

На вооружении галеаса имелось до 70 орудий разных калибров, установленных в носовой части, на корме и по бортам.

В носовой части имелся надводный таран. На одно весло приходилось 9—10 гребцов-невольников, прикованных к ножным упорам.

Весь экипаж состоял из 800—1200 чел.

Впервые галеасы были использованы венецианским флотом в морском бою с турками при Лепанто в 1571 AD.

Каторга 

Так первоначально назывался комплект гребцов галеры, галиота, галеаса или всякого гребного или смешанного типа судна.

Говорят, что в древние века каторгу составляли свободные наёмники.

Но мол в последствии каторгу стали пополнять преступниками, затем военнопленными, a в Quattrocento –Cinquecento в европейских флотах появились рабы, которых покупали на африканских рынках (Алжир, Тунис).

Лучшими каторжниками считались турки, негры и далматинцы.

С Quattrocento в турецком флоте каторга в большей степени стала пополняться русскими, уведенными в плен крымцами и проданными в Константинополь.

Вследствие их выносливости и силы на них существовал большой спрос и в других государствах Средиземного моря, и турки весьма прибыльно перепродавали их Генуе, Венеции, Франции.

При гибели корабля, в особенности во время боя, прикованная к банкам каторга не могла спастись, если не удавалось разбить кандалы; поэтому она почти всегда гибла с ним.

В России каторга комплектовалась солдатами, матросами, военнопленными и осужденными.

Subscribe

  • Bella, ora et labora!

    “.. Народу надо дать правильную, фундаменталистскую веру. Чтобы те же подростки, преодолевая своё подонство, в светлое время суток всё свободное…

  • О мерзавцах

    За коммунизм из Парижа

  • Рецепт счастья

    Считать каждое мгновение своей жизни последним Это писалось довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment