Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

l'Époque reculée -2

Дар богов : Агробиоценоз

Сообщество организмов в посевах и посадках культурных растений; одна из широко распространённых форм вторичных биоценозов.

Каждый вид культурного растения формирует свой характерный агробиоценоз с серией константных (постоянных) и доминирующих (господствующих) видов.

От первичных биоценозов агробиоценоз отличаются неспособностью к длительному самостоятельному существованию вследствие резкого ослабления саморегуляторных процессов; их временная устойчивость поддерживается деятельностью человека.

Другое важное свойство агробиоценоза — доминирование (преобладание) немногих растительноядных видов животных, среди которых основу составляют вредители, особенно насекомые.

Энергетическую основу агробиоценоз составляет культивируемое растение, определяющее вместе с сопутствующими сорными видами растений состав животного населения.

Флора каждого региона слагается из:

  • уцелевших и неизменившихся или слабо изменившихся древних форм, обитавших здесь еще до четвертичного периода
  • видов, представлявших непосредственный результат изменения третичных форм под влиянием условий жизни в данной стране
  • видов, переселившихся в позднейшую эпоху

Схема взаимодействия компонентов биоценоза.

Современные этнографические исследования примитивных народов категорически опровергают центральную идею паранауки политэкономии о некоей "выгоде" и неизбежности перехода древних племён от охоты и собирательства к оседлому земледелию.

Сохранявшиеся до последнего времени первобытные сообщества абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались "досадными исключениями", а в корне противоречили той надуманной схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

"..присваивающая экономика эффективна не только в том смысле, что она вполне обеспечивает первобытных людей всем необходимым для жизни, но также и в том, что достигается это за счет весьма скромных физических усилий. Подсчитано, что в среднем "рабочий день" охотников-собирателей составляет от трех до пяти часов, и этого, оказывается, вполне достаточно. Притом, как правило, дети не принимают непосредственного участия в хозяйственной деятельности, да и взрослые, особенно мужчины, могут себе позволить отвлечься на день-другой от "прозы будней" и заняться делами более "возвышенными"" (польский этнограф Л.Вишняцкий, "От пользы - к выгоде").

В психике человека закрепились соответствующие структуры - архетипы, вызывающие азарт и удовольствие от самого процесса охоты и собирательства. Собственно, механизм работы этих структур-архетипов во многом аналогичен механизму инстинкта животного, которого данный инстинкт спасает от голодной смерти.

Совершенно иную версию причин данного эпохального перехода, во многом определившего лицо нашей цивилизации, предоставляют в наше распоряжение древние мифы: он совершился под целенаправленным внешним воздействием, - земледелие (агро - технический комплекс) и цивилизацию дали людям боги (есть мнение у археоботаников, что между 10 200 –8 500 BP).

Понятно, что множество современных "человек -наук" : политэкономистов, отвергающих "неестественный" путь развития ancien человечества; лингвистов, защитивших кучу диссертаций на тему установления "родства" разных народов; археологов, пытающихся отыскать следы "прародины" единого "прародителя" этих разных народов etc. окармливаются на теме и вряд ли прекратят увеличивать длю хаоса..

Ведь дело в том, что столь кардинальный пересмотр причинно-следственных связей в нашей ancien истории требует и кардинального пересмотра самой этой ancien истории (к чему призывал, в частности, и Н.Вавилов), но кто же из ангажированных сервов будет лишать сам себя куска хлеба с маслом. La noblesse oblige

Мифологическая версия оказывается не только значительно более логичной, но и гораздо лучше соответствует выводам исследований Николая Вавилова, доказавшего независимое возникновение нескольких изолированных друг от друга очагов основных сельскохозяйственных культур практически единовременно.

Данные выводы заставляют поставить под сомнение господствующую ныне версию о массовых миграциях южных древних народов (“..этнические группы, которые создали так называемую натуфийскую мезолитическую и ранненеолитическую культуру Палестины и Сирии XI-IX тысячелетий до новой эры..”).

  Мир знает три главных злака: рис, маис и пшеницу.

Из этих трёх Европа избрала пшеницу. И хотя в Европе сохранились и такие соперники пшеницы, как рожь, ячмень. овёс, гречиха и просо, триумфальное шествие королевы Пшеницы было непобедимо.

Пшеница –Triticum spp.семейства зерновых известна более чем в 1000 разновидностях.

Её зерно исключительно питательно. На 70% оно состоит из углеводов, на 12% из протеинов, на 2% –жира,1,8% минералов.

Протеина в ней содержится существенно больше чем в рисе, 1 фунт соответствует 1 500 калориям.

Пшеница как основа рациона –это тот фактор который обеспечил европейцам несомненное преимущество перед большинством народов, питающихся рисом и кукурузой.

Пшеница –сезонное растение, требующее напряжённого труда при весеннем посеве и осеннем сборе урожая.

Если рисоводам приходиться обрабатывать плантации непрестанно в течении всего года, то возделывание пшеницы оставляло сельскому труженику свободное время для других занятий:

  • для выращивания второго урожая
  • восстановлению пахотной земли
  • строительства
  • различных гуманитарных занятий, сводящихся к общению людей между собой, то есть войны и политики

Возможно, в этом стоит искать истоки многих особенностей социальной и политической истории Европы, её гегемонии над прочими племенами и расами.

Семь основных географических центров (очагов, локусов) происхождения культурных растений:

  •   Южно-азиатский тропический центр, включая сюда территорию тропической Индии, Индокитая, Южного тропического Китая и острова Юго-Восточной Азии...
  •   Восточно-азиатский центр включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, большую часть Тайваня, Корею (обладает весьма сильной спецификой по составу возделываемых культур, большинство из которых не так легко приживается в других регионах)
  •   Западно-азиатский центр. Сюда входят территории нагорной Малой Азии (Анатолии), Иран, Афганистан, Средняя Азия и Северо-Западная Индия...
  • Средиземноморский центр включает Римланд, то есть страны, расположенные по берегам Средиземного моря (а также бассейн Днепра, Дона и Дуная )...
  •   Абиссинский центр. В пределах Африканского материка выделяется маленькая Абиссиния как самостоятельный географический центр.. Сюда же примыкает несколько своеобразный Горно-Аравийский (Йеменский) очаг...
  • Мексиканский центр. На обширной территории Северной Америки выделяется, прежде всего, Центральноамериканский географический центр, включая южную Мексику...
  • Андийский центр в пределах Южной Америки, приуроченный к части Андийского хребта

image В легенде представлены 238 типов почв

image image

Почвенная карта мира

Распределение осадков на поверхности суши

"Как можно видеть, зона начального развития главнейших культурных растений приурочена в основном к полосе между 20 и 45 гр. с.ш., где сосредоточены величайшие горные массивы Гималаев, Гиндукуша, Передней Азии, Балкан, Апеннин.

В старом Свете эта полоса идет поширотно, в новом Свете по меридиану в соответствии с общим направлением главных хребтов"

"Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Очаги в Новом Свете приурочены к тропическим Андам, в Старом - к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия"

"Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)"

(Н.Вавилов, "Мировые очаги (центры происхождения) важнейших культурных растений")

Там, где не было перехода к земледелию, не возникала и цивилизация.

111

Получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли, - там, где предпосылок для голода было меньше всего.

И наоборот: в регионах, где сокращение "кормовой базы" могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло.

Скажем, во всей Северной Америке южно-мексиканский очаг древнего земледелия занимает лишь около 2,5% всей территории обширного континента. Примерно такую же площадь занимает перуанский очаг по отношению ко всей Южной Америке.

То же можно сказать о большинстве очагов Старого Света. Процесс возникновения земледелия оказывается прямо-таки неестественным, поскольку за исключением этой узкой полосы нигде  в мире даже не было попыток перехода к земледелию.

Сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует, по растиражированной версии, узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность .

А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле.

Однако в такой точке зрения есть явная манипуляция данными.

Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется "дикой".

Triticum turgidum  L. - Пшеница тургидум Произошел, вероятно, от T. durum. Зерновки находили в неолитических стоянках Швейцарии и Грузии, в египетских пирамидах. На территории Испании выращивалась с середины II тыс. до н.э. В Западную Сибирь попала из Казахстана, на европейскую часть России из Закавказья или из Средней Азии. Культивируется с XIX века. На территории бывшего СССР выращивается в Закавказье, Дагестане, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане.image

Кроме неё на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая.

Triticum aestivum L. - Пшеница мягкая яровая Родина мягкой пшеницы Закавказье. В Турции, Иране, Ираке, Сирии, Туркменистане в культуре с 7-6 тысячелетия до нашей эры, в странах Западной Европы - с 6-2 тысячелетия до нашей эры, на Северном Кавказе - с 1 тысячелетия до нашей эры, на территории Белоруссии и Прибалтики - с 4-5 века нашей эры. В Южную Америку интродукцирована в 1528 году, на территорию США - в 1602 году, в Канаде ее возделывают с 1802 ,а в Австралии - с 1788 годов. Ареал охватывает все земледельческие районы мира. На севере граница ее возделывания доходит до 66° image

Triticum aestivum L. - Пшеница мягкая озимая image

Triticum durum Desf. - Пшеница твердая яровая Происхождение не выяснено. Вероятно, предком является T. dicoccum или T. boeoticum Boiss., распространенные в Малой Азии и Закавказье. Введена в культуру в IV-III тыс. до н.э. image

Triticum_durum_winter_K Пшеница твердая озимая  Один из основных хлебов мира.Происхождение не выяснено. image

Но оказывается, что "дикая" вовсе не означает "прародительница".

"Вопреки обычным предположениям основные базы ближайших диких видов родов... не примыкают непосредственно к очагам концентрации потенциалов генов культурных пшениц, а находятся от них на значительном расстоянии. Дикие виды пшениц... находятся главным образом в южной Сирии и северной Палестине, там, где состав культурных пшениц особенно беден. Сами эти виды, как показывают исследования, обособлены от культурных пшениц трудностью скрещивания. Это несомненно особые... виды"

"Как возникли культурные пшеницы... как произошло это поразительное многообразие существующих видов культурных пшениц - на эти вопросы факт нахождения диких пшениц в Палестине, Сирии и Армении не отвечает.

Во всяком случае ныне совершенно отчетливо выяснилось, что основные потенциалы признаков и генов культурных пшениц заключены в областях, далеких от Сирии и сев. Палестины, именно - в Абиссинии и у подножия Западных Гималаев"

(Н.Вавилов, "Несколько замечаний к проблеме происхождения пшениц").

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения ( мест происхождения) этой культуры.

  • Сирия и Левант оказались родиной "дикой" пшеницы и пшеницы-однозернянки
  • Абиссиния (Эфиопия) - родиной твёрдых пшениц
  • а предгорья Западных Гималаев - центром происхождения мягких сортов пшеницы

Урожай дикой пшеницы-однозернянки, выращенный археологами с помощью неолитических сельскохозяйственных орудий Women threshing Triticum aestivum in Nepal using a flail 1979 Separation of the straw and the ears by hand.

Так менялась доля дикой и культурной пшеницы по образцам из различных стоянок каменного века Ancien фермы дикой пшеницы-однозернянки

Джордж Уилкокс считает, что ancient земледельцы никакого отбора не вели (об этом писал и Вавилов), а выведение и распространение культурных пшениц тянулось никак не меньше тысячи лет.

По морфологии колосков легко отличить дикую пшеницу от культурной. У дикой пшеницы созревшие колоски с зернами легко опадают, особенно те, что расположены на верхушке

У культурной пшеницы даже созревшее зерно падает с колоса только после механического удара (обмолота), колосковые чешуи при этом остаются на стебле. Неопадающие колоски — это одно из полезнейших для земледельца свойств, поскольку оно предотвращает опадение спелых зерен до сбора урожая.

Определив по этим признакам долю диких и культурных колосьев на стоянках различного возраста (от 10 до 6 тысяч лет AC), археологи показали, что в течение тысячи лет древние земледельцы сеяли на своих полях в основном дикую пшеницу. 8 тысяч лет назад в их посевах было примерно поровну культурной и дикой пшеницы, и только 6,5 тысяч лет назад культурные сорта полностью вытеснили дикие. Эти выводы подтверждаются и находками овса на стоянках древних земледельцев.

Такие медленные темпы искусственного отбора объясняются тем, что в хозяйственной традиции неолита не только не было целенаправленной селекции, но и неосознанный отбор был крайне затруднен. Считалось, что при неосознанном отборе скороспелые опадающие зерна падали до времени сбора урожая, а мутантные неопадающие оставались на полях, их собирали и сеяли на следующий год. Так постепенно накапливались неопадающие семена. Но археологи пришли к выводу, что древние земледельцы, чтобы избежать потерь зерна при сборе урожая, собирали его еще до полного созревания семян. Таким образом, никакого отбора и накопления неопадающих зерен не могло быть. Мало того, при потере урожая семенной запас возобновлялся за счет дикой пшеницы, и неспешный путь селекции начинался заново.

В целом Н.Вавилов твердо приходит к выводу, что утверждение о родине пшеницы в Месопотамии или предположение о родине пшеницы в Центральной Азии не имеют никаких оснований.

Но и этим важнейшим результатом его исследования не ограничились. В их процессе было обнаружено, что различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне: пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; "дикая" и твердые пшеницы - 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы.

Но даже между "дикой" пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть.

"Наши опыты по скрещиванию дикой пшеницы с различными видами культурных пшениц, в том числе даже морфологически близкими... показали, что дикая пшеница... представляет собой особый... вид. Она характеризуется, как известно, 28 хромосомами, тем самым резко отличаясь от всей группы мягких видов пшениц, но, что особенно существенно, она представляет собой особый вид, отличаясь и от пшениц с 28 хромосомами"

"Весьма знаменательным является тот факт, что в Абиссинии, где заключен максимум первичного сортового разнообразия 28-хромосомных культурных пшениц совершенно... отсутствуют все основные дикие родичи пшеницы. Это факт приводит к необходимости ревизии наших представлений о процессе происхождения культурных растений... Не менее существенным фактом является установленный разрыв в локализации... 42- и 28-хромосомных пшениц (юго-восточный Афганистан и Пенджаб для 42-хромосомных пшениц и Абиссинии для 28-хромосомных пшениц)"

(Н.Вавилов, "Несколько замечаний к проблеме происхождения пшениц").

Как известно и как подтверждает это профессионал - Н.Вавилов, добиться "простой" селекцией подобного изменения количества хромосом  практически невозможно.

Для удвоения и утроения хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить (вплоть до вмешательства на генном уровне).

Однако весь характер распространения сортов пшеницы на земном шаре свидетельствует о том, что различие между ними существовало уже на самых ранних стадиях земледелия!

Говоря другими словами, сложнейшие селекционные работы (и в кратчайшие сроки) должны были реализовывать люди с деревянными мотыгами и примитивными серпами с каменными режущими зубьями.

Н.Вавилов приходит к выводу, что теоретически  нельзя отрицать возможного родства, скажем, твёрдой и мягкой пшеницы, но для этого надо отодвигать сроки культурного земледелия и целенаправленной селекции на десятки тысячелетий назад.

А к этому нет абсолютно никаких  предпосылок, поскольку даже самые ранние находки, не превышают по возрасту 15 тысяч лет, но уже обнаруживают "готовое" разнообразие видов пшеницы.

"Наши исследования дифференциальным ботанико-географическим методом показали, однако, что ареал дикого ячменя дает еще очень мало указаний о нахождении действительных центров формообразования культурного ячменя. В Абиссинии наблюдается максимум скопления разнообразия форм, а следовательно, вероятно, и генов группы... ячменей. Здесь сосредоточено исключительное разнообразие форм... При этом здесь находится ряд... признаков, неизвестных в Европе и Азии... Любопытно, что в Абиссинии и Эритрее, столь богатых разнообразием разновидностей и рас культурного ячменя, совершенно отсутствует дикий ячмень"

(Н.Вавилов, "Мировые центры сортовых богатств (генов) культурных растений").

И более того, аналогичная картина "оторванности" культурных видов от регионов распространения их "диких" форм наблюдается еще у целого ряда растений (горох, нут, лён, морковь etc.)

На родине "диких" сортов не оказывается следов их окультуривания, которое осуществляется в каком-то другом месте, где "диких" форм уже нет.

Secale sylvestre Host. - Рожь дикая. Степная зона европейская часть бывшего СССР, Кавказ, Средняя Азия; Юго-Восточная Европа, Иран, Афганистан. Ареал ржи дикой

Secale cereale L.- Рожь посевная ,озимая По площади посева рожь в мировом земледелии занимает восьмое место после пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, овса, проса и сорго.Рожь - вторая после пшеницы хлебная культура. image

Н.И. Вавилов почти не касается вопроса о механизме перехода к земледелию, ограничиваясь лишь некоторыми замечаниями на этот счет:

  • локализация первичных очагов земледелия в изолированных горных районах
  • неполивной характер раннего земледелия
  • вытеснение "первичных" растений "вторичными" по мере их продвижения с юга на север и в горные районы

В центре его внимания как ботаника остается изучение совсем другого механизма - эволюции самого растения в процессе его введения в культуру.

В советских исторических "науках" - археологии и этнографии - судьба теоретических взглядов Н.И. Вавилова на происхождение культурных растений  складывалась достаточно сложно. Казалось бы, что новая оригинальная трактовка проблемы происхождения культурных растений, напрямую связанная с ключевыми вопросами развития человеческого
общества, должна была привлечь внимание представителей именно этих наук.

Тем не менее, насколько можно судить по библиографическим обзорам научного наследия Н.И. Вавилова, единственным прижизненным откликом на идеи ученого со стороны археологов и этнографов была статья научного сотрудника Государственной академии истории материальной культуры Г.В. Григорьева, опубликованная в 1932 AD .

Эта статья носила подчеркнуто критичный характер (по-сути, в тех условиях, форму доноса) и содержала разбор концепции Н.И. Вавилова больше с идеологических, нежели конструктивных позиций.

Главным недостатком работ Н.И. Вавилова, по мнению этого  Г.В. Григорьева, являлось то, что они написаны в духе миграционистских (диффузионистских) теорий индоевропейской лингвистической школы. В то время это было равносильно обвинению в appelé “расизме и шовинизме”.

Первая страница работы археолога Г.В. Григорьева, с анонимным, редакционным введением -доносом

В настоящее время основные положения Н.И. Вавилова в отношении генезиса культурной флоры (иногда в полном объеме, иногда с некоторыми корректировками) принимаются подавляющим в мире, большинством  ботаников-географов.

Одной из популярных теорий в  истории (и лингвистике), является версия одного народа, который "открыл" земледелие (праязык), и затем уже от него данное искусство разошлось по всей Земле.

Вот и представьте себе такую картину: бегает по всему земному шарику некий народ ( "..этнические группы, которые создали так называемую натуфийскую мезолитическую и ранненеолитическую культуру Палестины и Сирии XI-IX тысячелетий до новой эры.."), бросая уже окультуренные растения на старом месте, по пути прихватывает новые "дикие" растения, и остановившись (уже в третьем месте) возделывает эти новые растения, каким-то образом умудрившись по дороге (без всяких промежуточных стадий) окультурить их.

Чушь, да и только...

Но тогда остается одно: согласиться с выводом Н.Вавилова об абсолютно независимом друг от друга происхождении культур в разных очагах земледелия.

"Совершенно ясно, что эти культуры, основанные на разных родах и видах растений, возникли автономно, одновременно или разновременно... Им свойственны весьма различные этнически и лингвистически группы народов. Им свойственны разные типы сельскохозяйственных орудий и домашних животных"

(Н.Вавилов, "Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований").

Распространение маслины

Итак, что же в итоге?..

  • С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.
  • Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
  • Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.
  • Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
  • Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов "промежуточной" селекции.
  • Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их "диких" сородичей.

Единственной  иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях, дошедших до нас с тех далеких времен.

Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по инициативе и под контролем богов, спустившихся с небес.

Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приёмам земледелия.

Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения на происхождение земледелия господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций.

  • В Мексику кукурузу принес великий бог креста Кецалькоатль.
  • Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах
  • Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии ( Абиссинии) и Египта
  • Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль - боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя
  • Китайцам помогали в освоении земледелия "Небесные Гении"
  • В Тибет "Владыки Мудрости" принесли фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле

Nexus:

Subscribe

  • Bella, ora et labora!

    “.. Народу надо дать правильную, фундаменталистскую веру. Чтобы те же подростки, преодолевая своё подонство, в светлое время суток всё свободное…

  • О мерзавцах

    За коммунизм из Парижа

  • Рецепт счастья

    Считать каждое мгновение своей жизни последним Это писалось довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments