Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Вторжение

В 1944 AD, при высадке десанта союзников в Булонь-сюр-мер, первым делом англичане  разрушили  колонну со статуей Наполеона Буонапарте в римских одеждах с орденом Почётного Легиона в правой руке, которая была отлита из бронзы и водружена на колонну в 1841 AD.

Высота колонны “Великой Армии” была 54 метра (высота Вандомской колонны 44 метра), а с учетом рельефа, около 120 метров над уровнем моря.

До своей установки в Булонь-сюр-мер, эта статуя была выставлена на берегу Сены. Когда она прибыла в Булонь, было обнаружено, что в её левом глазу при отливке появилась надпись Ватерлоо. Её так и не сумели полностью стереть.

Только в 1962 AD колонна была отреставрирована и увенчана новой фигурой Наполеона Буонапарте.

Десантные операции (экспедиции) — перевозка морем сухопутных войск для военных действий на территории противника.

В случаях когда территория противника отделена морем, решительных результатов в борьбе можно было достигнуть только путем десантной операции.

Кроме того, десантную операцию предпринимали с целью оттянуть к месту высадки войска противника от главного театра войны на сухопутном фронте и тем ослабить его.

Наконец, десантные операции производили в мирное время для поддержания  колониального могущества или подчинения государству некультурных народов, неспособных к организованному сопротивлению.

Основными условиями успешности всякой десантной операции являлись:

  • тщательная подготовка в мирное время
  • обеспечение безопасности морских перевозок
  • всесторонняя разработка высадки
  • выбор пунктов для неё и предварительная их подготовка и обеспечение надежной связи между высадившимися войсками и отеческими базами

В эпоху появления парового флота численность одновременного десанта никогда не превосходила 60—80 000, да и то при особо благоприятных условиях, как например:

  • в Крымскую войну, когда десант в 63 000 был произведён тремя державами
  • и в Северо-Американскую войну, когда десант в 80 000 Мак-Клелана на Йоркском полуострове был возможен благодаря лишь исключительному богатству флота Америки

Нормально же сила десанта в то время, Ottocento, определялась в 40 000, требовавших для своего подъема 45—50 транспортов самых больших размеров.

В начале Novocento, с ростом торгового флота в некоторых странах (Англия, Америка, Германия, Франция и Япония) численность десанта, который одновременно мог быть брошен на неприятельский берег, значительно превышала уже приведённые цифры.

Так, Англия силы своего экспедиционного корпуса определяла в 150 000:

Япония в 1904—05 AD могла поднять транспортным флотом 6 мобилизованных дивизий с артиллерией и обозом, то есть до 125 000.

Если y противника не было боевого флота, a десант возможно было произвести вне сферы неприятельского влияния, то постепенной высадкой могло быть сосредоточено и еще большее число войск.

В англо-бурскую войну англичане высадили в Африке до 200 000, в русско-японскую войну 1904—1905 AD японцы сосредоточили в Маньчжурии и Корее до 1 000 000

Но такие десанты теряли уже характер военных операций, так как они происходили почти в условиях мирного времени.

Вообще же, при уровне развитии транспортного флота в начале Novocento , наибольшая численность экспедиционного отряда могла достигать 150—200 000 человек.

В Булонском лагере “первый консул Франции” Наполеон Буонапарте в 1804 AD, собрал 132 000 армию для десанта в Англию.

В 1803 AD Англия отказалась освободить Мальту (нарушив условия Амьенского мирного договора), которую Наполеон Буонапарте должен был вернуть России (Ордену).

Англия вновь оставалась одна против всех. В этих условиях идея высадки на Британские острова была весьма заманчива.

Но Англия подготовила(взяла на себя финансирование) новую (третью) коалицию, чтобы отвлечь от себя занесённый удар, и тогда начался новый 10-летний период непрерывных войн на европейском континенте.

 Наполеон в Булони в 1804 году. (С картины Мориса Оранжа).

Булонская флотилия была создана  Наполеоном Буонапарте  на северном побережье Франции в 1803- 1805 AD специально для вторжения в Англию.

По тому значению, которое Буонапарте придавал плану вторжения, первый период англо-французской войны 1803-15 AD получил обобщающее название Булонской экспедиции.

Не рассчитывая на продолжительное господство на море французского линейного флота, Наполеон решил произвести вторжение на мелких гребных судах, независимых от ветра и потому скорее пригодных для использования внезапности.

Кроме того, высадка войск на английский берег между Дувром и Гастингсом, милях в 40 от Булони, избранной в качестве главной базы французского флота, с глубокосидящих транспортов потребовала бы долгой переправы на шлюпках, тогда как с плоскодонных лодок высаживаться можно было прямо на берег.

Наконец, сосредоточение большого числа парусных судов под Булонью было бы постоянной приманкой для английского флота, тогда как нападения англичан на канонерские лодки, могущие укрыться под берегом, были менее опасны.

Решение, принятое Наполеоном Буонапарте, приводилось в исполнение с обычной быстротой: работа кипела во всех прибрежных гаванях и на внутренних водных путях Франции.

Так же быстро шло сооружение береговых батарей на северном побережье Франции для прикрытия передвижений флотилии.

Отдельные части её стягивались к Булони, и это сосредоточение в конце концов было завершено, несмотря на противодействие англичан.

Линия обороны была протянута от Бретани до Голландии . Она получила название “Железный берег”.

Воинские части, расположенные по этой линии были объединены в Армию Океанического Побережья (l’Armee des Cotes de l’Ocean).

Военный министр Бертье (Louis-Alexandre Berthier), выбрал для расположения своего штаба и императорской квартиры замок Понт-де-Брик, расположенный в 5 километрах от Булони по парижской дороге.

Главный командный пункт был сооружен на высоте, где когда-то располагался маяк Калигулы. С него можно было полностью обозревать устье реки Лианы, в которой находился порт Булонь, и выход в Ла-Манш, что позволяло руководить действиями и поднимать необходимые сигналы на башне.

От этой же башни была протянута в Париж одна из первых линий светового телеграфа. Башню окружало несколько строений.

Во-первых, это небольшие временные домики – “бараки” - для верховного командования: для Наполеона, маршала Сульта, адмирала Брюиса (Eustache Bruix) и морского министра Декрэ (Denis Decres) , дабы после открытия военных действий все они могли находиться вместе и руководить военными действиями из одного центра.

Барак Буонапарте был самый большой из четырёх бараков и имел 30 метров в длину и 8 в ширину. Состоял из трёх комнат и коридора.

Одна большая комната для заседания военного совета, комната отдыха, где стояла одна железная кровать.

И в последней комнате помещался большой телескоп, с которого в хорошую погоду можно было рассматривать улочки английского Дувра на противоположном берегу Ла-Манша.

Барак Буонапарте круглосуточно охранялся тремя гвардейцами – пешим, конным и морским. Между домами   Буонапарте и Брюиса стояла сигнальная башня.

В одном из исторических анекдотов говориться, что когда барак был готов, строивший его инженер Сорди предъявил к оплате счёт на 50 000 франков.

Казначейство отказалось платить за барак, громадную по тем временам сумму без личного разрешения  Буонапарте. Получился скандал.

Буонапарте также отказался выплатить такую сумму за временное строение. Тем не менее, Сорди настаивал, объясняя, что только золотые изображения императорских орлов на потолке барака, обошлись в 20 тысяч.

Тогда Буонапарте согласился заплатить 30 000, заявив, что остальные он заплатит, после того как его орлы будут парить над всей Европой.

После победы при Аустерлице, Наполеон вызвал Сорди, бывшего в то время начальником коммуникаций, и, напомнив ему о своём долге, выплатил разницу золотыми рублями из казны, захваченной мол, у русской армии.

Английские авторитеты, как Нельсон, Пелью и Сан-Винцент, с самого начала считали план Наполеона неосуществимым, тем не менее Англия принимала против вторжения всевозможные меры.

  • Адмирал лорд Кейт, командующий английскими силами в Доунсе, неоднократно высылал в крейсерство небольшие отряды легких судов, которым поручалось тревожить флотилии
  • большое количество канонерок было собрано в Норе и других пунктах между Портсмутом и Темзой
  • в гаванях английских портов были поставлены старые военные суда, обращённые в плавучие батареи для защиты рейдов
  • были, наконец, призваны на службу запасные, милиция и волонтеры

Мелкие столкновения английских судов с флотилией начались с сентября 1803 AD.

В 1804 AD все возраставшая Булонская флотилия  насчитывала 2 293 судна, в числе которых :

  • 954 транспорта, свыше 700 шхун и бригов, вооруженных 3-мя — 24-фунтовыми пушками и I — 8-дюймовой мортирой
  • остальные суда были канонерские лодки, вооруженные каждая 12-ю 24-фунтовыми пушками и приспособленные для перевозки, кроме людей, по 50 лошадей

Суда эти находились в Остенде, Дюнкирхене, Калэ, Амблетезе, Вимере, Этапле и Булони.

Командиром флотилии после перевода Латуш-Тревилля, на должность командира эскадры в Тулон, был назначен адмирал Брюис ( Eustache Bruix)

В соответствии с планом, разработанным академиком Пьером Форфэ (Forfait Pierre-Alexandre), ещё в 1797 AD, флотилия должна была обеспечить транспортировку через пролив 150 тысяч человек, 10 тысяч лошадей и 500 пушек.

Первоначально планировалось, что высадка будет осуществлена в течение одной ночи зимой, когда ночи длиннее.

Перевозка лошадей и скота в море (Ottocento)

Для перевозок в море лошадей и скота делались особые стропы из парусины (в 2 слоя), обшиваемой 3” тросом.

Лошади завязывали глаза; но лучше считалось оборудовать специальный ящик из дерева, обитый железными полосами и выложенный внутри войлоком.

В поперечных стенках устраивалось 2 двери.

Скорость погрузки с лихтеров — до 30 лошадей в 1 час.

На судне лошади устанавливались поперёк судна, головами внутрь, в стойлах, длина которых не должна была превышать 7 футов, a ширина — 3 футов.

Стойла сооружались из 4 съёмных досок.

Помещение должно было быть хорошо вентилируемо, иначе лошади не выдерживали и небольшой качки.

При перевозке английской кавалерии во время войны в Трансваале (1899—1901 AD) смертность лошадей достигала в среднем 6,2 %.

Перевозка рогатого скота легче перевозки лошадей, так как скот меньше бьется. Быков грузили иногда заводя специальные стропы за рога, но этот способ причинял животным мучение.

Соответственно с передвижениями флотилии производилось и сосредоточение в Булони войск.

В Булонском лагере Буонапарте в 1804 AD, собрал 132 000 армию для десанта в Англию.

Здесь происходило формирование сухопутной армии для решающего удара.

Которая размещались в четырёх лагерях – Амблетёз, под командование Ланна, Вимрю, под командой Сульта, Левобережном (Ней) и Правобережном (Даву).

Всё это вместе составляло общую группировку под командованием 35 -летнего маршала Сульта (Jean de Dieu Nicolas Soult), бывшего ещё в 1785 рядовым, и вошедшую в историю под названием  Camp de Boulogne (“Булонский Лагерь”).

Это был целый барачный город с садами, аллеями, фонтанами etc.

Войска ежедневно занимались маневрами и упражнениями в посадке на суда.

Нешуточной проблемой была проституция.

Опасаясь эпидемий венерических болезней, командование армии запретило такие развлечения.

Поэтому полиция взялась за дело с римской прямотой. Иностранок отлавливали и высылали из страны.

Француженок отлавливали и направляли на принудительный медицинский контроль.

Продолжительное пребывание на свежем воздухе, при улучшенной пище и усиленной деятельности, в чисто военной обстановке, закалили армию физически и нравственно, послужив хорошей подготовкой для последовавшего победоносного похода в Австрию.

Из столкновений флотилии в 1804 AD следует отметить:

  • потерю англичанами 8 мая брига “Vencejo”
  • удачное для англичан нападение 16 мая на отряд флотилии, шедший под флагом контр-адмирала Вер-Хуэлля
  • нападение на флотилию 3 октября, когда англичанами впервые были применены, хотя и без особого успеха, специально изготовленные "catamarans" — прототип  минных судов

В марте 1805 AD соотношение союзных франко-испанских и английских сил на берегах Английского канала, Атлантического океана и Средиземного моря было таково, что сдерживающей силой против вторжения французских войск являлся один английский флот, блокировавший все главные порты и базы франко -испанского флота (Тексель, Булонь, Брест, Рошфор, Лориан, Ферроль, Кадикс, Картагену и Тулон).

В самой Англии, куда сведения о движениях линейного флота доходили с большим запозданием, угроза вторжения чувствовалась особенно сильно с половины 1805 AD.

В эти тяжёлые месяцы англичане еще больше прониклись сознанием, насколько тесно судьба королевства связана с судьбою флота, находившегося тогда в Средиземном море, y атлантических берегов Испании, в водах Вест-Индии и других местах.

Как и в прежние 2 года, англичане в 1805 AD продолжали пользоваться всяким случаем, чтобы нанести вред Булонской флотилии и, главным образом, помешать сосредоточению отдельных частей ее в Булони; нападения лёгких английских судов имели место 25 апреля и 19 июня, без особого успеха для англичан.

16 июля 2 английских брига, “Plumper” и “Teazer”, приливным течением при безветрии отнесенные к самому берегу y Гранвилля, были окружены и атакованы 7 французскими судами и взяты в плен, несмотря на отчаянное сопротивление.

Около того же времени значительная часть флотилии, под командованием вице-адмирала Вер-Хуэлля, направилась из Дюнкирхена в Амблетез.

Движение это было замечено английским отрядом из 10 судов, стоявших y Гравелина; англичане атаковали флотилию и частью разбили, частью заставили выброситься на берег 11 канонерских лодок.

Сильный огонь с флотилии и береговых батарей заставил англичан прекратить сражение; в тот же день английский отряд был усилен 5 судами, пришедшими из Доунса.

Находившийся в Булони вице-адмирал Лакросс, узнав о движениях Вер-Хуэлля, решил выслать для очистки ему пути отряд флотилии для атаки стоявших под Булонью 3 английских судов.

Англичане ответили таким губительным огнём, так, что флотилия в числе 130 мелких лодок поспешно скрылась под защиту береговых батарей Вимере.

В дальнейшем следовании Вер-Хуэлля к Булони ему пришлось выдержать ещё одно сражение с английскими судами, закончившееся значительными потерями для обеих сторон.

Подобное же сражение произошло 27 июля y Сеневилля.

Противодействие англичан сосредоточению флотилии цели не достигло: в Булони и других сборных пунктах в ближайшие дни собралось около 1 100 лодок

А в конце июля Булонская флотилия насчитывала свыше 2 300 судов, рассчитанных на перевозку 163 000 человек с 9 000 лошадей, и разделялась на 6 дивизий:

  • 1-я дивизия находилась в Этапле
  • 2-я и 3-я — в Булони
  • 4-я — в Вимере
  • 5-я — в Амблетезе
  • 6-я — в Калэ

Войсками командовали маршалы Даву, Ней, Сульт и Ланн.

Морскими дивизиями — вице-адмирал Вер-Хуэлль, контр-адмирал Куран и Савари, 2 капитана 1-го и 2-го ранга.

Правильную организацию имели только первые 4 дивизии: они делились на 2 отряда, называвшихся "эскадриллами", каждая эскадрилла должна была перевезти в Англию дивизию войск:

  • 4 линейных полка
  • 1 полк лёгкой пехоты
  • кавалерию, артиллерию и обозы

3 августа Наполеон Буонапарте сам произвел смотр посадки войск на флотилию; маневр этот был сделан с поражающей быстротою — в полтора часа.

Но последовавшие вскоре события в Атлантическом океане — приход Вильнева (Pierre-Charle de Villeneuve) в Ферроль и следование его оттуда не к Бресту и Английскому каналу, на что рассчитывал Буонапарте, a в Кадикс, заставили Буонапарте временно отказаться от идеи вторжения в Англию, a исход Трафальгарского боя — навсегда.

Франко-испанский флот под командой Вильнёва, покинувший Кадис без достаточного ремонта, потерпел поражения в Трафальгаре.

Сам Вильнёв попал в плен, а Нельсон получил смертельное ранение и скончался

Сложная система передвигающихся по морю транспортов органически неспособна была к самозащите в случае нападения неприятельского военного флота

Мало того, по своей громоздкости она не могла быть надежно защищена даже собственным военным флотом, так как связывала необходимую ему свободу действий и обусловливала разделение его сил, что легко могло повлечь поражение самого флота по частям.

Всякая же неудача флота немедленно приводила на край гибели всё предприятие.

Поэтому перевозка армии могла быть совершаема только при условии заведомой безопасности, a эта последняя обеспечена лишь тогда, когда

  • неприятельский флот окончательно разбит в бою и уничтожен, как организованная сила
  • когда неприятельский флот тесно и надежно заперт в его портах отечественным флотом

Таким образом, первым условием для вторжения через море в неприятельскую страну являлось безраздельное владение морем.

Только, когда господство над морем перешло в руки флота нападающего государства, это последнее могло приступить к главной операции — вторжению в неприятельскую страну.

С армией, собранной в Булони против Англии, Наполеон сделал блестящий, как он выразился, "пируэт" в Австрию (Ульм, Вена, Аустерлиц)

Вероятно осознав, что английский премьер Гильом Питт его переиграл и высадка теряет перспективы, Буонапарте не стал мешкать и  обрушился на Австрию.

29 августа он зачитал войскам приказ о выступлении навстречу врагу, впервые назвав их помпезно - “Великая Армия”.

Буонапарте со своей армией, в десять дней вышел к берегам Рейна и сходу одержал несколько побед.

Ошеломлённые австрийцы стали отходить, что бы соединиться с русскими.

Но Наполеон не ждал. Австрийцы были окружены в Ульме, и сдалась, не оказав серьёзного сопротивления. Вена впервые сдалась неприятелю.

Под давлением Александра I, австрийский император отказался от капитуляции.

Пруссия заявила о вступлении в войну, но медлила, напуганная успехами французов.

Остатки австрийской армии и русская армия, каждая под руководством своего императора, собрались для решающей битвы у  Аустерлица (Славкова), где в декабре 1805 AD Наполеон Буонапарте одержал самую блестящую свою победу.

После поражения, Австрия капитулировала. Россия отвела свои войска.

Самовластие   Буонапарте создало против него в 1806 AD новую коалицию ( Русско-прусско-французская война), но он разгромил Пруссию под Иеною и Ауэрштедтом, a России нанёс тяжкий удар в 1807 AD под Фридландом.

В последовавшем затем Тильзитском свидании с Александром I, Наполеон Буонапарте лично с ним решил многие политические вопросы с большой выгодою для себя и с немалою на тот момент для Александра.

Для России создавалась благоприятная обстановка к самостоятельной политике на севере и на Балканском полуострове, чем Александр и воспользовался, присоединив Финляндию и Бессарабию.

Мечтая об упрочении династии, Буонапарте развёлся с Жозефиной и посватался к сестре Императора Александра, Великой Княжне Екатерине Павловне.

Потерпев здесь неудачу, он женился в 1810 AD на дочери австрийского императора, 18-летней Марии-Луизе.

Свадьба была отпразднована с невероятной пышностью, 5 королей несли шлейф новой французской “императрицы”.

В следующем году родился сын, названный “римским королём”.

Однако, затем звезда Буонапарте стала закатываться. Не смотря на то, что “империя” Буонапарте раздвинулась шире, чем когда-либо.

В 1810 AD была прирезана к Франции часть Испании на реке Эбро, a в следующем году — прибрежье Немецкого и Балтийских морей до самого Любека.

В распоряжении Буонапарте были Италия, Иллирия, Ионические острова, Рейнский союз, Гельветическая республика, Бавария, Саксония, Вюртемберг, Дания и Норвегия.

Пруссия и Австрия также повиновались ему. Денежные средства были в изобилии.

Пользуясь всем этим, Буонапарте настойчиво продолжал довольно странную “борьбу” с Англией посредством “континентальной системы”.

Собственно он работал на макроуровне в английских интересах.

Возбуждение вспучившейся грязи во Франции, от Вальми до Аустерлица, Байлена и Москвы небезуспешно пыталось сбросить Францию и континентальную Европу с рубежей эволюции и развития.

Катастрофический взрыв, вызванный действиями Буонапарте и его предшественников, конца Settecento -начала Ottocento  крушит, бьёт, ломает, по всей социальной лестнице он вызывает самые ретроградные рефлексы отказа от роста.

Словом, он задвигает далеко на второй план ту часть Европы (сектор северо -западный, бельгийский, западно - немецкий), которая наряду с Англией обладала привилегией самых прекрасных достижений.

Система эта “континентальная” оказалась очень тяжелой для всех европейских государств и даже для самой Франции.

В 1811 AD Россия окончательно отказалась следовать ей, a так как накопились и другие поводы для войны, то в 1812 AD Буонапарте двинулся в Россию с огромной армией, так и не покончив в тылу с Испанией.

Франция оказалась для самозванца слишком тесной.

Буонапарте сам говорил: “Если я перестану воевать, я погиб”.

Какая-то неведомая сила устремляла его к достижению нелепых целей (Египет, Россия), постепенно разраставшихся.

Буонапарте не мог остановиться, пока не погиб под давлением сопротивлений, вызванных им же.

Судьба же Булонской флотилии была печальна.

Булонский лагерь прекратил своё существование. На его строительство было затрачено около 47 миллионов франков.

Или примерно одна треть от стоимости всего французского военно-морского флота.

В Булони был оставлен тридцатитысячный гарнизон, и пятнадцатитысячная флотилия, которые начали готовить город к обороне.

Уже в 1807 AD из всех судов только около 300 могли выйти в море.

Порты в Булони и других местах были занесены песком на 2-3 футов.

В сентябре 1811 AD и мае 1812 AD остаткам флотилии снова пришлось выдержать нападение англичан, причем во втором случае французам удалось даже взять 2 английских брига.

Это были последние действия флотилии: через 2-3 года все суда окончательно сгнили.

В 1813 AD, ввиду тяжелого положения империи, большая часть войск была отозвана Наполеоном. Был оставлен только гарнизон в 7 000 человек.

Характерны мнения о Булонской флотилии Буонапарте и Нельсона — создателя и разрушителя этой идеи:

“Дайте мне господство над водами канала на 6 часов, и мы завладеем миром”, — говорил Наполеон Буонапарте.

“Это шлюпочное предприятие могло быть частью великого плана вторжения, но никогда оно не станет таковым самостоятельно”, — ответил Нельсон.

Конечно, успех десанта в Англию  кажется весьма сомнительным, так как в этом предприятии основной упор делался на кратковременное установление господства над Ла-Маншем.

Далее предполагалось, что “великая армия” не встретит должного сопротивления (Англия никогда не содержала значительной сухопутной армии на берегах метрополии, а оборону государства главным образом возлагала на флот)

Однако, в случае, если бы она его всё-таки встретила, а, несомненно англичане бы стали ожесточённо сопротивляться, французская армия оказывалась в чужой стране отрезанной от континента и лишённой снабжения.

Практически тоже произошло с  Буонапарте в Египте и России.

Subscribe

  • Bella, ora et labora!

    “.. Народу надо дать правильную, фундаменталистскую веру. Чтобы те же подростки, преодолевая своё подонство, в светлое время суток всё свободное…

  • О мерзавцах

    За коммунизм из Парижа

  • Рецепт счастья

    Считать каждое мгновение своей жизни последним Это писалось довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments