Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Комодитет

В своё время военная реформа Морица Оранского увеличила расходы на содержание военной организации вдвое.

Переход от массовой призывной армии к частной entreprise (PMC-private military companies) ныне приводит к увеличению военных расходов на порядок.

“Пусть мне дадут, - говорил выдающийся кавалерийский начальник  генерал Баста в одном из своих трактатов, - армию и весь причитающийся ей комодитет - жалование, провиант и долю добычи, и, как бы она ни была испорчена, я берусь её преобразовать и снова привести в порядок.

И наоборот, я не могу обещать, да оно и невозможно, сохранить правильную, хорошую дисциплину даже в хорошей армии, если последняя будет лишена необходимого ей комодитета”

Giorgio Basta, Freiherr von Sult und Graf in Huszt und Waewmosch, “Il Governo della Cavalliera leggiera” (1612)

Имперская казна, кстати, за победы над Иштваном Баторием, а также за победу   при Вейссенбурге (Карлсбурге) и подавление восстания религиозных девиантов в Семиградье с ним сполна так и не расплатилась.

“Кинули”  графа на 42 200 дуката, хитро пересчитав задолжность   в 3 200 дукатов. Которые он впрочем так и  не получил.

Giorgio Basta

Трудные финансовые условия Испании заставляли на зиму распускать значительную часть солдат, сохраняя в терциях только ветеранов.

Часто испанским войскам жалованье задерживалось на долгое время.

Несмотря на стойкое католико-национальное ядро, доведённые до отчаяния неполучением жалованья в течение трёх лет, испанские терции теряли всякое подобие дисциплины, прогоняли  начальников, выбирали вместо них “лучших” и отправлялись грабить ближайшие города.

Антверпен в 1574 AD откупился от бунтующих испанских солдат крупной суммой, но в 1576 AD подвергся “ужаснейшему погрому”, как пишут историки “уничтожившему на два с половиной столетия мировую торговлю этого порта

На самом деле, конечно, насильственное сокрушение  Антверпена случилось после навязанного закрытия движения по Шелде в 1648 -1863 AD.

Река Шельда пересекает всю территорию Фландрии (Бельгии), но ее эстуарий расположен в Зеландии (Нидерландах)

Бунтовавшие терции в контролируемых областях иногда устанавливали в свою пользу правильную систему налогов.

 Op een brede rivier varen bootjes met vissers. Ze halen een merkwaardige buit binnen: naakte mensen. Op beide oevers komt een mensenmassa toegestroomd. Adriaen van de Venne maakte dit schilderij in 1614. Hij baseerde zich op een verhaal in de bijbel: Jezus liep langs een meer. Hij zag er vissers en riep ze op met hem mee te gaan: 'kom, ik zal u vissersMattheus 4:18-20'Toen hij nu langs de zee van Galilea ging, zag Hij twee broeders, Simon, die Petrus genoemd wordt, en Andreas, diens broeder, een net in zee werpen; want zij waren vissers. En Hij zeide tot hen: Komt achter Mij en Ik zal u vissers van mensen maken. Zij nu lieten terstond hun netten liggen en volgden Hem.' van mensen maken'. Zijn oproep werd meestal opgevat als een aansporing aan alle christenen om Jezus te volgen en andersdenkenden te bekeren. Van de Venne maakte van de 'Zielenvisserij' een allegorieAllegorieEen allegorie is een voorstelling, die een abstract idee of begrip verbeeldt. Het is meestal een complex geheel van personen, dieren, dingen en handelingen. Een allegorie bevat vaak één of meer 'personificaties'. Bij een personificatie wordt een (meestal abstract) begrip door één persoon voorgesteld, zoals bijvoorbeeld 'Vrouwe Justitia' als personificatie van de gerechtigheid. Een personificatie is vaak een stilstaande figuur, terwijl in een allegorie juist meestal sprake is van een actie, een handeling. Vanaf de klassieke oudheid tot ver in de 19de eeuw werd de allegorie veel gebruikt in de beeldende kunst. Uiteenlopende begrippen zoals bijvoorbeeld dood, leven, gerechtigheid, vergankelijkheid, schilderkunst, seizoenen, leeftijden en elementen werden ermee uitgebeeld. op de godsdienstige situatie van zijn eigen tijd. Het zijn namelijk protestantenProtestantProtestanten zijn leden van de christelijke kerken die sinds de 16de eeuw de reformatie of hervorming volgen. Het woord protestant verwijst naar het protest van Maarten Luther. Deze Duitse theoloog keerde zich tegen de handel in aflaten (brieven waarin de kerk, tegen betaling, kwijtschelding van zonden beloofde) en waagde het de autoriteit van de kerk in twijfel te trekken. Voor hem vormde alleen de bijbel de basis van het geloof. Zijn openlijke verzet leidde tot een breuk met de katholieke kerk. Luther is de grondlegger van de reformatie. Zijn ideeën hadden invloed op andere hervormers, onder wie Johannes Calvijn. en katholiekenKatholiekHet woord 'katholiek' is afgeleid van het Griekse kath'olon: over de hele wereld verspreid. De rooms-katholieke kerk is de grootste religieuze groepering in het christendom. Deze kerk staat onder het centrale gezag van de paus in Rome. Deze wordt plaatselijk vertegenwoordigd door bisschoppen. Het opdragen van de eredienst (de mis) in de katholieke kerk is voorbehouden aan mannelijke, ongehuwde priesters, die daartoe speciaal zijn gewijd door de bisschop. Dit is het meest opvallende verschil met de protestantse kerken, die sinds de reformatie in de 16de eeuw zijn ontstaan. die naar de zielen van de mensen vissen.

Мориц Оранский понимал, что все его усилия добиться установления дисциплины пропадут даром, если "комодитет", все, что причитается солдату — жалованье, паёк, доля в добыче — не будет аккуратно выдаваться.

С другой стороны, для него несомненно важнее было сохранять в рядах своей армии на зиму солдат, на обучение которых клалось столько труда, чем для военных профессионалов испанцев, пришедших защищать “добрых от злых”

Поэтому Мориц, принц Оранский  (1567—1625 AD), штатгальтер Голландии и Зеландии, полководец, применил все свое политическое искусство, чтобы убедить защеканов из генеральных штатов аккуратно рассчитываться с армией.

Согласно легенд, каждые 10 дней, без малейшего опоздания, солдаты его армии получали свое жалованье.

Эта регулярность платежа, неизвестная раньше, конечно стала возможной вследствие экономического подъема Соединённых провинций.

В качестве организатора нидерландской армии, Мориц ввёл в пехоте деление прежних неповоротливых густых масс на мелкие единицы, более способные к маневрированию и взаимной поддержке и допускавшие участие в огне несравненно большого числа людей (строевая подготовка), a в кавалерии уничтожил пику и обратил главное внимание на развитие её подвижности.

De vier jaargetijden 1625

Голландцы — народ купцов и моряков по преимуществу, — не отличались никогда ни склонностью, ни способностью к военной службе, и их армия состояла из наёмников-иностранцев, главным образом немцев, как и сами герцоги Нассауские.

Вотчина Нассау-Дилленбургов – немецкий город Дилленбург, на реке Дилль (притоке Лана). В земле  Гессен (Regierungsbezirk Gießen). Город возник во второй половине Duecento y подножья замка, построенного графом Нассауским Генрихом Богатым в 1255 AD.

С 1290 AD этот замок служил резиденцией Дилленбургской линии герцогов Нассауских (Nassau-Dillenburg).

В 1533 AD в нем родился Вильгельм Оранский, “Молчаливый” (родоначальник старшей ветви Оранского дома), в 1567 AD — сын его Мориц, правители Соединёных провинций Нижних земель.

Мать Морица –Анна Саксонская, вторая жена Молчаливого.

По смерти отца, убитого в 1585 AD, Мориц был избран штатгальтером Голландии н Зеландии и в качестве главнокомандующего войсками энергично и успешно продолжал войну против испанцев за контроль над Нидерландами.

К его выдающимся действиям относятся:

  • занятие:
    • Бреды в 1590 AD (25 июня 1581 AD Бреда взята испанцами, a в марте 1590 AD хитростью отнята назад Морицем Оранским. Он спрятал 70 солдат в корабле с торфом. Испанские солдаты сами подтянули корабль к цитадели; “голландцы” в следующую ночь завладели ею и открыли ворота Морицу)
    • Нимвегена — в 1591AD
    • Стенвика и Кевердена — в 1592 AD
    • Гертруйденбурга — в 1593 AD
    • Гренингена — в 1594 AD
    • Рейнбергена и Мерса — в 1597 AD
  • сражения:
    • при Кевердене в 1592 AD
    • при Торнгуте — в 1597  AD
    • при Ньюпоре — в 1600  AD
  • блестящая оборона Остенде в 1601—04 AD

Боевой порядок Морица состоял из 3 линий, в которых пикинеры, мушкетеры и кавалерия ставились в перемежку в шахматном порядке.

  • в первой линии строились пикинеры и мушкетеры,
  • во второй (в 100—150 шагах от 1-ой) и третей (в 250—300 шагах от 2-ой) к ним присоединялась кавалерия

Мориц ввёл в своих войсках правильные учения и дал пехоте и кавалерии уставы (Вальгаузен).

Благодаря реформам Морица, нидерландская армия вскоре стала для всей Европы военной школой, из которой вышел, между прочим, и, легендарный французский полководец, маршал Франции Тюренн (виконт де Анри де Ла Тур д' Овернь  -La Tour d'Auvergne), сын герцога Буйонского (одного из вождей гугенотов), внук Вильгельма I Оранского.

Который С 1625 AD в голландской армии, изучал военное дело под руководством своего дяди принца Морица Оранского. С 1630 AD на французской службе.

Влияние Морица на развитие крепостной войны было еще более значительно, так как, по свойствам ТВД, война за контроль над Нидерландами заключалась преимущественно в осаде крепостей.

Мориц употреблял апроши и контр-апроши, траверсы на валганге, устраивал абшниты, мины и контр-мины.

Особое внимание при обороне крепостей он обращал на активный элемент.

De prinsen van Oranje Maurits en Frederik Hendrik op de paardenmarkt te Valkenburg 1618

Вот история ( trobar fin "amor") Саввы Грудцына (Seicento)

Проживающий в Устюге Фома Грудцын-Усов  переселился с женой в Казань (из-за нежелания жить в одном городе с захватчиками-“литовцами”) , где дожил до лет  правления царя и великого князя Михаила Федоровича.

Фома Грудцын-Усов, ходивший по Волге торговать в различные города, отправляется в Персию, а двадцатилетнего сына Савву на нескольких кораблях, гружёных товарами, посылает плыть к Соли Камской.

Однако тот добирается до Усольского города Орёл, где живший в этом городе богатый мещанин Бажен Второй, некогда друживший с его отцом, приглашает Савву поселиться у себя.

Савва принимает приглашение.

Вскоре из-за козней дьявола (который, как известно, ненавидит добродетельное житье), молодая жена старого хозяина, женившегося в третий раз, выступая в качестве дьявольского орудия, обольстила гостя, и они предавались блудодейству, не обращая внимания ни на воскресенья, ни на церковные праздники.

Однако как-то хозяин и Савва ходили к вечерне, и, вернувшись, Савва уже не откликнулся на прельщения искусительницы -прелюбодейки, “яко некою стрелою страха божия уязвлен бысть и бояся суда божия и часа смертного”.

Желая отомстить, поблядушка Алёна опоила любовника волшебным зельем из поебень -травы.

Выпив зелье, Савва вновь почувствовал тягу к бывшей любовнице, а она, оговорив его, заставила мужа отказать Савве от дома.

Хозяин и хозяйка гостиницы, куда он вернулся, заметили перемену в юноше и решили позвать волхва, который по волшебной книге узнал о причине “истаивания” Саввы (что интересно - получается волхвы вовсю практикуют в “провинции”).

Едва Савва, гулявший в пустынном месте, подумал, что кто бы ни помог ему организовать коитус с желанной женщиной, хоть человек, хоть дьявол, он послужил бы им, явился юноша в богатой одежде, по имени Владимир

Называя Савву братом (по его словам, оба они из Казани), бес согласился помочь, но поинтересовался, что он получит взамен.

Отвергнув отцовские товары, которые предложил Савва (его-де собственный отец во много раз богаче), бес достал чернила, бумагу и, поскольку Савва плохо ещё писал, продиктовал текст отречения от бога и передачи в служение дьяволу.

Осчастливленный Савва вновь грешил  против седьмой заповеди и творил прелюбы с чужой женой, не ответив даже на три письма матери, в которых та просила сына вернуться.

Вскоре бес позвал Савву посмотреть богатства “отца своего”.

В огромном городе, где стены и кровли были из золота, их встречали великолепно одетые юноши.

А когда Савву принял сам сатана, тот поклонился ему, пав на землю, и поднёс письмо с отречением. А затем ел и пил там необыкновенные яства.

Не получивший ответа на письмо отец Саввы решил сам съездить за сыном, но не нашел его в Орле, вернулся домой, а спустя некоторое время скончался.

Между тем бес помог Савве спастись: из Орла за одну ночь он перенёс его в далеко отстоявший город Космодемьянск, потом, через несколько дней, еще дальше — на реку Оку в село Павлов Перевоз.

Там Савва встретил старца, который сказал юноше, что тот потерял душу.

Чтобы отвлечь Савву от “ненужных” рефлексий, бес переносит его в город Шую.

Узнав о намерении царя и великого князя Михаила Федоровича послать войско под Смоленск против поляков, бес предлагает Савве вступить в солдаты (борьба за Смоленск происходила в 1632-1634 AD).

Когда новобранцы прибыли в Москву, Савва при помощи беса добивается таких успехов, что вскоре ему дают три роты солдат, чтобы он с ними занимался.

Бес помогает Савве деньгами для выплаты довольствия солдатам, и положение в ротах под начальством Саввы так отличается от положения в других ротах, что об успехах его вскоре узнает царь.

Пока войска стоят в Москве, бес предлагает пробраться в Смоленск и посмотреть, как там укрепляются поляки.

Поначалу невидимые, они обследуют город, потом показываются, в них стреляют, но напрасно.

Бес говорит, что когда войска придут под Смоленск и со стороны поляков станут вызывать желающих на поединок, Савва не должен отказываться, два раза он одержит победу и в третий раз победит, хотя его ранят, но бес его вылечит.

Проявив храбрость и будучи ранен в бедро, Савва опять отличился.

Его вызывает командующий боярин Шеин, и, расспросив, кто он, затем говорит, что знает его родных, и отдает приказ отправляться к ним.

Ведь “торговых людей” по царскому указу не записывали в солдатские полки, чем и объясняется приказ боярина Шеина.

Савве в сопровождении беса пришлось вернуться в Москву.

Там он через некоторое время заболевает, но отказывается от исповеди.

Впрочем, когда его уговорили, он увидел, что дом наполнен бесами, а из-за их спин знакомый бес показывает ему его отречение.

Хозяин дома, где жил Савва, боясь провиниться, решает сообщить царю, что происходит с известным ему молодцем.

Царь повелевает ставить в дом караульщиков и посылать пищу, а если Савва выздоровеет, то известить его об этом.

1 июля нещадно мучимый бесом Савва во сне видит Богородицу, которую сопровождают Иоанн Богослов и архиерей Москвы митрополит Пётр, и молит ее о помощи.

Та обещает, если 8 июля он явится в храм Казанской божьей матери в Китай-городе, произойдет чудо.

Известили царя и по его приказанию привели больного к образу, Савва пришёл, будто никогда не болел.

Во время литургии является Богородица, облаченная в белые ризы, и возглашает, что Савва будет здоров.

Через несколько дней выздоровевший Савва принял, как и обещал Богородице, монашеский чин. И прожил ещё долгие годы.

В одном из вариантов “первый русский роман” заканчивалась несколько иначе.

Больного положили на ковре вне церкви, началась литургия.

Внезапно возгремевший голос призвал Савву в церковь и обещал ему здравие, если тот не будет больше грешить.

С верху церкви упало писание Саввы, где было “все заглажено, что никогда же писано”.

Узнавший о чуде царь призвал Савву, и тот поведал о том, что с ним было, а затем раздал все свое имущество и отправился в монастырь.

Сам роман издан в 1660 AD (то есть когда Савве Грудцыну-Усову  уже было лет 48 –50)

Солдатские полки

Бес предложил Савве вступить в солдаты, то есть в один из солдатских полков иноземного строя.

Командующий боярин Шеин, расспросив, кто он, отдаёт приказ отправляться к родным.

Ведь “торговых людей” по царскому указу не записывали в солдатские полки, чем и объясняется приказ боярина Шеина.

При царе Михаиле Федоровиче иноземные отряды приняли характер постоянных войск, служа в то же время образцом формирования обученных иноземному строю русских частей.

В 1630 AD в Москве были собраны из мелкопоместных боярских детей два полка, численностью в 1 000 человек каждый, a обучение их было поручено немецким полковникам Александру Лесли и Францу Пецнеру.

  • Лесли был послан в Швецию для найма 5 000 охочих пеших солдат
  • a полковник фон Дамм - в Данию для найма "регимента добрых и ученых солдат"

Таким образом, к середине Seicento рядом с национальными войсками в России начинают развиваться войска иноземного строя:

  • полки солдатские,
  • рейтарские
  • драгунские

Солдатские полки сперва сплошь комплектовались из иноземцев, но впоследствии состав их сделался смешанным.

Полки эти имели европейское устройство и состояли из мушкетёров и пикинеров, или копейщиков.

Пикинеры, вооруженные двухсаженными копьями, составляли лучшие роты в полку и получали больше жалования.

Мушкетеры были вооружены мушкетами и саблями или шпагами. Все они носили латы и железные шапки.

“Государь его чает, что имеет искусного извычного копейщика или мушкетника, иже он едва последнего деревенского детину разумеет и тот его прибыльнее, потому что деревенский мужик, когда с молотилом своим вряду стоит и он товарища своего, который перед ним, не зашибет, а бьет, куды ему надобно, потому что он тому извычен".

  • "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1607 AD и 1621 AD, 2-е издание)
  • “Учение и хитрость ратного строения пехотных людей” (1647  AD)

Иоганн Якоб Вальгаузен говорит здесь о солдатах-хвастунах, которые заявляли, что всё знают и не хотят знать на службе никаких учений.

Мушкет требовал, действительно, очень искусного обхождения (99 приёмов при заряжении), так как приходилось заряжать, имея два зажжённых фитиля — в руке и на курке; многочисленны были случаи преждевременных выстрелов, особенно у необученных мушкетёров.

Вальгаузен был военным советником принца Морица Оранского, который ввёл в своей армии составленный им воинский регламент.

Войска начали производить строевое учение, о котором ландскнехты еще не имели понятия в лагере и гарнизоне, во всякую погоду, солдаты учились маршировать, делать ружейные приемы, вздваивать ряды, исполнять повороты и захождение плечом.

Производилось также обучение быстро строиться: солдаты расходились и по сигналу на трубе быстро восстанавливали строй.

Современники удивлялись: испанцам нужен был час времени, чтобы построить 1000 солдат, а Мориц Оранский строил 2000 солдат в 22 минуты.

Оружие y них было казённое. Солдатские полки носили имена своих командиров, имели свои знамена, барабаны и пушки.

Солдаты жили в Москве и по городам в особых солдатских слободках, в казенных домах, со своими семьями, и находились в ведении иноземного приказа, откуда и получали жалованье.

Как иноземцы, так и русские солдаты получали жалованье, по 3 рубля на платье и по 8 денег поденного корму.

Жалованье и кормовые выдавались помесячно.

Рейтары, как и солдаты, комплектовались также сперва исключительно из иноземцев и состояли в ведении иноземного приказа.

При Михаиле Федоровиче некоторым иноземцам-рейтарам были даны поместья и вотчины, a других посылали на корм в города.

Отсюда явились два разряда иноземцев: поместные и кормовые.

Рейтары по довольствию и жалованью стояли в одном разряде с городовыми дворянами; вооружение - шишак, латы, шпага, мушкет, карабины и два пистолета.

Драгуны несли конную и пешую службу, комплектовались иноземцами, но со времен Михаила Федоровича и русскими.

Собирались только на время похода, a по окончании его распускались по домам, a лошади с седлами и сбруею отсылались по областям на кормление, по одной лошади на 4 двора; в случае падежа область должна была выставить свою лошадь одинаковой доброты или же платить деньгами по 10 рублей за лошадь.

  • постоянными войсками в полном смысле слова были только солдатские полки, все чины которых в мирное время считались на службе, хотя и могли заниматься ремеслом и торговлей
  • драгуны в мирное время не собирались вовсе
  • a рейтары собирались только для повторительного обучения раз в год на 1 месяц, в остальное же время проживали в своих угодьях (преимущественно в окрестностях Смоленска)

Царь Алексей Михайлович в 1648 AD назначил целые погосты крестьян и бобылей Новгородского уезда с деревнями и угодьями в драгунскую службу; вследствие этого к концу Seicento состав иноземных полков был уже смешанным.

К концу Seicento в Москве имелось:

1) иноземного войска постоянного:

  • московских солдатских полков - 14 000 человек 
  • поселенных солдат и драгун - 6 000 человек

2) временно созываемого:

  • солдат - 21 000
  • рейтаров - 40 000
  • драгун - 9 000

a всего 70 000 человек.

С учреждением регулярной армии в 1700 AD иноземные войска в большей части были переформированы в полки регулярной пехоты и кавалерии.

Бесовской успех

Когда новобранцы прибыли в Москву, Савва при помощи беса добивается таких успехов, что вскоре ему дают три роты солдат, чтобы он с ними занимался.

В первом русском романе нет подробностей о методике боевой подготовки “бесовской”.

Но собственно секрета то и нет и не было.

Не всем удавалось  правда внедрить “бесовские методы”, подражая лишь форме и не вникая в этос.

Неудачными подражателями Морица Оранского оказались чехи — протестанты, которые восприняли внешние формы его тактики, но не позаботились поднять на соответствующую высоту внутренние качества войск и командного состава.

В начале тридцатилетней войны их жидкий и дырявый боевой порядок был прорван и наголову разбит воспитанной в духе испанской тактики армией Тилли (при Белой Горе, 1620 AD), и Чехия заплатила за свои ошибки гибелью элиты и утратой самостоятельности на триста лет.

Нужно было, чтобы понятие дисциплины глубоко укоренилось в армии, чтобы можно было заставить солдата выполнять фортификационные работы.

Римляне, согласно Вегеция, окапывались на каждую ночь.

Ancien рыцари, ландскнехты и испанские солдаты никогда не брались за лопату.

В армии Морица Оранского дисциплина поднялась столь высоко, что фортификационные работы получили широкое применение.

При осаде Стинвейка  1592 AD Мориц Оранский развил окопные и минные работы.

Испанские солдаты со стен города напрасно ругали осаждающих, что они променяли пику на лопату и из воинов обратились в грязных мужиков.

После 44 дней обороны и взрыва двух больших мин храбрый комендант Кокуэль был вынужден сдаться:

“Меня победили не оружием, а лопатой, нас похоронили, как лисицу в норе”

В 1593 AD, при осаде Гетруйденбурга, Мориц Оранский устроил, кроме циркумвалационной линии, и контрвалационную линию - перед ней остановилась бессильной девятитысячная испанская армия Мансфельда, прибывшая на выручку.

В бездействии испанские солдаты были вынуждены смотреть на успехи осаждающих и на сдачу гарнизона.

На современников это произвел впечатление воскрешения искусства l'Epoque ancien, помощью которого “Цезарь овладел Алезией”.

Вильгельм Людвиг (его двоюродный брат, штатгальтер остальной части страны) поздравлял Морица в таких выражениях:

“Вы доказали замечательным примером превосходство методичности и работы над грубой силой. Ваша осада восстановила античное военное искусство, которое до сих пор недостаточно оценивалось, которое невежды осмеивали и которое оставалось незнакомым или не применялось даже выдающимися полководцами нашего времени”.

Ближайшие помощники обоих штатгальтеров, Эверард фан Рейд, Симон Штевин, полковник Корнпут, “учёный человек, что не часто встречается между военными”, были также большими поклонниками  военного искусства  l'Epoque ancien.

Изучение “римлян” привело Морица Оранского к реставрации строевого обучения  - искусства, которое знали “древние” в l'Epoque ancien и которое было утрачено в l'Epoque haute.

Была найдена команда “смирно”, и предъявлено требование абсолютного молчания в строю. Был открыт шаг в ногу — этот наиболее прямой путь к объединению людей в коллектив.Было установлено, что римляне разделяли команду на подготовительную и исполнительную.

До Cinquecento века включительно в европейских армиях начальник отдавал только приказания, а теперь появилась команда, напра-ВО (rechts-um). Всего до 50 команд было переведено с “древних” языков

Глубокий перелом происходил и в командном составе.

До Морица Оранского капитан являлся вождем и передовым бойцом своей роты.

Вне боя занятий не было ни у начальников, ни у солдат.

В лагере царило вино и азартные игры, которые занимали досуги.

Учила молодого солдата исключительно рутина — лишь постепенно он перенимал сноровки ветеранов.

Теперь от офицера потребовались знания: латынь, чтобы получить возможность изучать искусство “древних”, математика и техника, чтобы руководить атакой и обороной крепостей, форма, в которую стала выливаться война за контроль над Нижними Землями (Нидерландами).

Офицер должен был стать квалифицированным специалистом в области строевого учения, так как теперь на него выпала задача — воспитать и обучить солдата, стать его творцом.

Новое направление вызвало, разумеется, протесты “консерваторов” — шурин и ментор Морица Оранского, кавалерийский генерал граф Гогенлое, преследовал насмешками его работу и попытался даже организовать открытое противодействие в армии новому курсу, опираясь на всех тех, кому учение представлялось органически противным.

Но эта оппозиция была сломлена.

Характер корпуса офицеров начал изменяться.

Авантюристы стали исчезать.

Представители образованных и господствующих классов перестали презирать военную службу и постепенно начали наполнять ряды командного состава.

Морицу Оранскому пришлось открыть борьбу на другом фронте.

Все реформы он проводил в жизнь при самой запутанной и тормозящей всякий шаг вперед конституции Голландской “республики”.

В частности, он не имел права назначать на командные должности, а мог только утверждать одного из двух кандидатов, которых представляли ему на открывшуюся вакансию генеральные штаты.

Чтобы избежать выдвижения людей, “сильных политической протекцией, но мало опытных в военном деле”, Мориц Оранский ввёл, как правило, требование — выслужить ценз — отбыть три года в должности, чтобы получить права производства и назначения на очередную высшую должность.

Начало чинопроизводству было положено.

В виду значительного увеличения работы, выпадавшей на офицера, число начальствующих лиц было увеличено - вместо 400-500 человек штат роты был сокращен до 100, на которых приходилось 28 офицеров и унтер-офицеров.

Увеличение процента начальствующих лиц привело к тому, что начальствующим в роте приходилось уплачивать столько же жалованья, сколько солдатам.

 Расходы увеличились вдвое, но зато, замечает Вальгаузен, полк в 1000 солдат Морица Оранского стоил 3000 других солдат.

Только эти существенные предпосылки — установление крепкой дисциплины и подготовка соответственного офицерского корпуса — позволили Морицу Оранскому провести существенную тактическую реформу.

Испанская терция, дробление на 3 части грубой колонны швейцарцев — была оправдана в истории, так как соответственно этому делению несколько повысилась испанская дисциплина и народилось большее число испанских командиров, способных командовать самостоятельной тактической единицей.

Дальнейшие успехи Морица Оранского в поднятии дисциплины и в подготовке офицеров позволили ему сократить число шеренг с 40-50 до 10, иногда даже до 6 шеренг, и попытаться воскресить манипулярный боевой порядок римского легиона в виде построения поротно. Пикинеры составляли в его армии две трети, а мушкетеры – одну треть.

Пикинеры представляли центр, мушкетеры — крылья тех небольших единиц, на которые разбился боевой порядок Морица Оранского.

Строились преимущественно в три линии, по-видимому, с интервалами по фронту, придававшими боевому порядку шахматный вид.

Мушкетеры могли прятаться за пикинеров, пикинеры второй и третьей линии могли запирать образующиеся в первой линии интервалы.

Порочность этого хрупкого боевого  порядка основывалась исключительно на дисциплине и доверии солдат к начальникам, на большой подвижности мелких частей, на уверенности управления.

Моральные качества испанской пехоты, имевшей хорошее национальное ядро, были по природе выше качеств пехоты Морица, не имевшей такого ядра и составленной исключительно из наёмников-иностранцев.

Природе было противопоставлено искусство — римский центурион возрождался в Европе.

Мориц Оранский, однако, не рисковал своей небольшой армией, на отделку которой было положено столько старания, в полевых сражениях с сильной традициями и могущей гораздо легче пополнить свои потери испанской армией.

За долгий ряд кампаний, только в 1600 AD, при Ньюпоре, дело дошло до столкновения в поле: испанцы имели 12 тысяч пехотинцев и 3000 кавалеристов против 12 тысяч пехотинцев и 1500 всадников Морица Оранского.

После 3-х часового боя сражение окончилось таким образом, что Мориц Оранский мог утверждать, что он не потерпел неудачи; его фронт выдержал, не был прорван бурным натиском испанцев.

Этот единственный полевой бой с покрытой славой, непобедимой испанской пехотой еще более упрочил позицию военной реформы.

Весь протестантский военный мир  съезжался в армию Морица Оранского изучать новое военное искусство.

 Maurits (1567-1625), prins van Oranje, op zijn paradebed 1625

Citato loco: Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Том I.Глава восьмая. Военное искусство реформации

Index:

Subscribe

  • Bella, ora et labora!

    “.. Народу надо дать правильную, фундаменталистскую веру. Чтобы те же подростки, преодолевая своё подонство, в светлое время суток всё свободное…

  • О мерзавцах

    За коммунизм из Парижа

  • Рецепт счастья

    Считать каждое мгновение своей жизни последним Это писалось довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments