Топчи их рай, Аттила.
Вяч. ИвановГде вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий -
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Когда Приск Панийский отправился в качестве посла в лагерь Атиллы, он встретил там греческого пленника, который жил среди гуннов.
Приск был чрезвычайно удивлен, но грек объяснил свое желание жить среди варваров недостатками римской государственной системы. Первым пунктом обвинения были непомерные налоги, а вторым - состояние римского правосудия.
То есть у "диких" гуннов и с налогами и с правом было лучше.
Не было стада "лоеров", коррумпированных и неэффективных.
Варварские короли олицетворяли обычное право (как до 12 таблиц) и привлекательный для ширнармасс образ общего будущего, с ясными правилами игры.
Так что тут не lex gladii ("все возьму сказал булат") имел место в чистом виде, а привлекательность нового образа жизни.
Сoloni "выбирали сердцем" новых хозяев, правосудие которых не разоряло.
Ничего так не сплачивает людей как страх и интерес.Страха может и не было.А интерес был.
Видимо ждало коллективное бессознательное ширнармасс "грядущего гунна".