Американский радикальный социолог Мартин Спроус называет саботажем “все, что ты делаешь на работе, но чего, собственно, делать не должен”.
В своей книге ( “Sabotage in the American Workplace. Anecdotes of Dissatisfaction, Mischief and Revenge” Ed. by Martin Sprouse)он приводит более сотни вариантов такого рода действий и утверждает, что саботаж имеет место практически во всех отраслях экономики. Спроус считает это “неизбежным и адекватным проявлением недовольства” характером и условиями труда и “одним из средств давления на работодателя”.
Истории, включенные в книгу, весьма разнообразны, как и характеры действующих лиц, трудовые ситуации:
- упаковщики и рабочие на конвейере нарушают работу механизмов…
- работники розничной торговли занижают цены и похищают товары…
- в отеле служащие часами прячутся в роскошных апартаментах и смотрят там телевизор…
- программист выводит из строя сервер крупного банка…
- курьеры в знак протеста против навязывания им униформы устраивают “стачку грязнуль”..
По понятным причинам, в подавляющем большинстве случаев такие действия осуществляются анонимно и очень редко обсуждаются в печати.
Советские рабочие за десятилетия накопили поистине огромный опыт “саботажа”: от полумифического “вредительства” в сталинские времена до реальных “прогулов” и “хищений” в брежневские. Смена форм собственности мало что изменила.
Типичный случай:
- на одной из московских фирм установили сложнейшую японскую электронную систему контроля рабочего времени стоимостью четыре миллиона долларов. Она фиксировала время, затрачиваемое работником на каждую операцию, — своего рода электронный погоняла. Закончилось это тем, что кто-то попросту влил в нужные места немного соленой воды и вывел систему из строя .
Чаще всего такие акты совершаются работниками индивидуально. Попытки организовать коллективное действие, встречаются куда реже.