Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Европейская Сарматия

В AD 1601 ,  Мауро Орбини выпустил в Пезаро известную апологию славян “Il regno degli Slaví”.

Мауро Орбини, сетовал в ней на то, что у славян пока нет истории, и объяснял это следующим образом: им был недосуг заниматься науками за беспрерывными войнами, ведь они побеждали Персию, владели Азией и Африкой, Францией и Англией !

Но главенствующий мотив у того же Мауро Орбини — “отсталость” славян, при всей их воинственности, благородстве, нравственных правилах общежития.

Для Запада славянский мир XVII века, в известной мере включая и Польшу, — это Восток, почти не тронутая цивилизацией пустыня. Московиты, балканские славяне, поляки — все они были чужаками для Запада, который, пожалуй, готов был счесть своими только чехов и мораван. Но к рубежу столетий мало кто помнил, что они — славяне по происхождению и языку. Империя Габсбургов их рекатолизировала и германизировала.

В XVI веке Польша была крупнейшей и самой мощной, в XVII веке — одной из двух крупнейших держав востока Европы. Именно польское войско короля Яна Собеского в 1683 году разгромило турок под Веной, остановив победоносное продвижение османов в Европу, продолжавшееся несколько столетий и сокрушившее Византию, Венгрию, Болгарию и Сербию.

“ ..Если кто-нибудь обошел кругом весь свет, чтобы отыскать наихудшее правление, [или] если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого - своевольство, чужебесие и чужевладство..”

Из трактата “иллириста” Ю. Крижанича "Политика"

Господствующая аксиология – сарматизм.

Идеология сарматизма, как известно, восходит еще к Кватроченто (1); это идеология шляхетской, а потом и магнатской Речи Посполитой.

Сарматизм — наглядное подтверждение того, сколь неожиданные и причудливые вариации может давать славянская идея.

Источник в данном случае — нейтрально-генеалогический: славяне вообще и поляки в первую очередь объявляются потомками сарматов и хранителями мифических сарматских добродетелей.

Сармату приличествует быть рыцарем и воином, хорошим сельским хозяином (с некоторыми неостоическими чертами), человеком с образованием и с интересом к миру. Таковы идеологемы раннего, если не героического, то во всяком случае плодотворного периода сарматизма.

Видимо, не случайно ему сопутствовали самые крупные государственные успехи Речи Посполитой. Но к временам XVII века сарматизм приобрел ярко выраженную консервативную окраску.

Мессианизм и мегаломания достигла предела: Речь Посполитая стала трактоваться как некое идеальное пространство— государственное (“золотая свобода”), конфессиональное (католицизм), национальное (избранный народ).

Это — крепость, призванная обороняться от язычников, т. е. татар и турок, от схизматиков, т. е. москалей и украинских и запорожских казаков, от протестантов — Швеции и Бранденбурга. В эту пору сарматизм препятствует реальной оценке национальной ситуации. Если она ухудшается, то якобы лишь потому, что Речи Посполитой предназначена роль невинной жертвы (притом в литературе нередки уподобления страстям Христовым).

Так славянская идея, по природе своей межнациональная, оборачивается стагнацией и замкнутостью. Естественно, что сарматизм, враждебный России, не мог рассчитывать на успехи в ее пределах.

С середины XVII века Запад все больше смотрел на Речь Посполитую как на восточную страну …

“..И все европейцы считают их глупыми, и все народы высмеивают их в притчах. Ибо свое добро они понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А пока они так скитаются дома отдают бедных крестьян-христиан на откуп [и] под власть евреям, кои мучают их, как бесы [мучают] души…”

Именно поэтому (чтобы дистанцироваться от Польши) в собственноручно правленных Петром набросках к истории его царствования, в перечне культурных реформ 1699 года под номером 7-м значится: “Тогда же за благо разсудил старинное платье росиское (которое было наподобие полского платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европских христианских государств”

Именно поэтому, согласно Вольтеру, славяне способны создать нравственно здоровый, упорядоченный и процветающий общественный организм, но не поляки. Польша для Вольтера – объект нескончаемого прикола , “недоговороспособна” . Магнаты польские ради собственной выгоды не останавливались  даже перед национальной изменой, и периодически, опираясь на всецело зависевшую от них мелкую и среднюю шляхту, срывали (по праву liberum veto) общегосударственные сеймы.

В староотеческих римских понятиях совершенно НЕДОГОВОРОСПОСОБНЫЕ , как карфагеняне  в баснословной древности. Отсюди и истоки такого явления , как бесчестный полонизированный предатель Иван Мазепа.

Поляки (потомки  кельтов и сарматов) - храбрые и гордые люди, создатели утонченной культуры, но вполне по –sarmackі неимоверно жестокие к “bydlo” .Среди прочих народов и, в особенности, среди всех славян они отличаются рыцарственным отношением к женщине и культивируют это отношение (”по- sarmackі“ -высокое положение женщин в семье и обществе) .Кроме того, у них, подобно кельтам (латенская культура сохранила множество памятников в Польше) , полностью отсутствует инстинкт государственного созидания ("Польша стоит беспорядком" - польская поговорка).

Тем, что польская государственность вообще существует, поляки обязаны исключительно России и лично императору Александру  I. Иначе Польши бы не было (она давно бы уже была расчленена и поделена между соседями).

VETO:

“..Польская земля - это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе - в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злыдни: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи:

Польша - это новая Вавилония,
Немцев, цыган, армян и шотландцев колония,
Рай - для евреев, ад - для крестьян,
Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.
Земля ее - прибежище для людей всего мира,
А для расточителей - корчма и квартира.
Сеймы собираются непрестанно,
Люди волнуются постоянно,
Чужеземцы ею управляют,
А все народы ее презирают ..”

“…у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.

Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалования, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.

Не могут быть довольны и местные торговцы, ибо рядом с ними свободно торгуют обманщики всего света - цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимают [там] самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.

Не могут быть довольны церковники, ибо среди них свободно вертятся еретики из всех стран и проповедники всех ересей. А на Руси не могут жить еретики.

Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо из-за непрерывных сеймов они никогда не имеют покоя, а всегда скитаются и разъезжают и по пути везде покупают у евреев-корчемников хлеб и дрянное питье по дорогой цене. Приехав на сейм, они отдают итальянцам, шотландцам и остальным немцам за наемные дома, за вино и за иные товары все свое добро и закладывают тело и душу. А на Руси нет ни еврейских корчем, ни этих разорительных плат и расходов.

Не могут быть довольны и сами властели и весь народ польский, ибо при таком беспорядке они всегда должны терпеть чужеземных королей и вовеки не могут поставить короля из своего народа…”

Из трактата “иллириста” Ю. Крижанича "Политика"

Польский национализм

У поляков национализм развился особенно рано и созрел во времена Наполеона. В польском национализме было мало экономических соображений (шляхта презирала производительный труд), но только желание сохранить культуру, самобытность и честь.

Польское национальное движение имело самую долгую историю, самые надежные верительные грамоты, особое упорство, самый жесткий пресс и наименьший успех. Оно вело свое начало от антирусских конфедераций XVIII в.

Реально Польша потеряла самостоятельность в 1717 г. и служила объектом приколов и насмешек для "просветителей" в течении всего XVIII в.

И каждому поколению поляков, от разделов Польши до второй мировой войны, сопутствовало восстание: в  AD 1733 , 1768, 1794 , 1830 , 1848 , 1863 , 1905 , 1919 , 1944 .

Эти восстания вдохновлялись мистическими образами романтической поэзии, убеждением, что у Польши - этого "Христа народов" будет свой Третий день:

Хвала Тебе, Христе Господи!

Народ, который шел по Твоим путям,

Страдал по Твоему примеру,

С Тобой отпразднует Воскресение

После ВМВ , польская армия генерала Андерса, которая пробилась в Северную Италию, насчитывала несколько сот тысяч солдат и прибившихся к ним людей, которым некуда было возвращаться, поскольку их родные места оказались в СССР. В 1946 г. их пришлось отправить в Англию, где они пополнили Польский корпус подготовки к расселению и ассимиляции. По иронии судьбы в Англии их соединили с бывшими членами дивизии СС Галичина, зверски уничтожавшим поляков на Волыни. Английский юмор..

Примечания:

(1).Ulewicz T. Sarmacja: Studium z problematyki slowianskiej XV i XVI w. Kraków, 1950; Pelc Janusz. Kontrreformacja, sarmatyzm i rozwój literatury polskiej. — Wiek XVII—Kontrreformacja— Barok. Wroclaw, 1970.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments