Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Вьючное дело - 4

Транспортировка груза вьюками

Далеко не на всех маршрутах можно организовать перевозку  груза механическим транспортом или на лошадях в упряжке.  С одной стороны, транспортировка груза механическим транспортом очень облегчает езду верхом в пути - лошадь и всадник не обременены грузом. С другой стороны, напрашивается вопрос: а зачем ехать верхом на лошади туда, куда можно проехать на автомобиле ? Лошадь, везущая груз на повозке, - это уже ближе, но и она ограничивает возможности выбора маршрута, повозка не пройдет там, где ступит ногой верховой конь. Если хочешь посетить уникальные места, куда может пройти только человек и лошадь, то приходится примириться с необходимостью везти с собой и свой груз.

Этот груз слагается из предметов группового пользования –  продукты, палатки, боеприпасы, зернофураж и др., и предметов индивидуального пользования - одежда запасная, 2- дневный неприкосновенный запас пищи, личное оружие, носимый боекомплект, ледовое и скальное оборудование, предметы личной гигиены и т. д.

Для перевозки груза может быть два способа - распределение груза на всех лошадей похода либо перевозка груза, состоящего из предметов общего пользования, на специально выделенных вьючных лошадях, а груза из предметов личного пользования - на лошадях участников похода. Остановимся на втором способе.

В комплект седла кавалерийского образца входят сумы переметные и ремни вьючные. Это приспособления для перевозки груза на верховой лошади.

Сумы переметные представляют собой две кожаные или из кожзаменителя емкости, правую и левую, соединенные двумя перемычками. Чтобы прикрепить их к седлу, нужно отодвинуть назад кожаное сиденье седла, приподнять его заднюю часть, наложить на седло сумы так, чтобы передняя перемычка легла на живец перед задней лукой, а задняя - сзади нее на полки седла, накрыть сиденьем и зафиксировать ремнем каждую суму на потниковую крышу.

К сожалению, стандартные переметные сумы недостаточно вместительны. Некоторые производители (Пакистан) изготавливают более вместительные сумы, иногда для этих целей используют спаренные мешки /рюкзаки, что не есть хорошо. Последний вариант пригоден только в том случае, если рюкзаки спарены двумя, а не одной перемычкой и имеют фиксацию на потниковую крышу, т. е. полностью соответствуют принципу фиксации стандартных сум.

На передней луке седла должно быть три вьючных ремня: два боковых и один срединный, на задней - тоже три. Вещи нужно сложить в сумы переметные по правилам укладывания штурмового рюкзака - к спине должны быть уложены только мягкие вещи, а все твердые предметы - наружу. При этом вес обоих сум должен быть примерно одинаковым. В передний вьюк следует положить свернутый валиком спальный мешок с вкладышем и мягкие личные вещи, не требующиеся в переходе, упаковав все это в футляр из водонепроницаемой ткани. В задний вьюк можно положить свернутую палатку с крепежными приспособлениями. Оба вьюка фиксируются плотно тремя вьючными ремнями к лукам седла.

Основная масса груза должна перевозиться на вьючных лошадях. Снаряжение вьючной лошади состоит из вьючного седла и узды - недоуздка с поводом.

Вьючное седло сконструировано на базе седла верхового кавалерийского образца. К главным частям седла присоединены различные приспособления, способствующие более плотному соединению седла с телом лошади, - нагрудная шлейка, задняя шлейка, более широкие подпруги, увеличен размер потника и потниковой крыши, добавлены приспособления для прикрепления вьюков.

Навьючивание начинают с приторачивания к седлу саквы с овсом и накидки, которые перекладывают через большие подушки позади луки и приторачивают четырьмя вьючными ремнями.  Предметы конского ухода (кроме саквы для овса и сетки для сена) укладывают в сакву для принадлежностей так, чтобы водопойное ведро лежало сверху.
Перевозимый полезный груз увязывают на земле (прикрепляют к подвесным рамам с таким расчетом, чтобы вес вьюка с каждой стороны был одинаковым). При расходовании груза на марше он вновь должен быть уравновешен по обе стороны седла. Собранное седло необходимо пригнать на лошади так, чтобы передняя шлейка лежала на середине груди лошади свободно, не надавливая на горло (чтобы под нее можно было продвинуть три пальца, поставленные на ребро). Задняя шлейка должна лежать посередине ягодичных мышц также свободно.
Увязанный на рамах полезный груз одновременно подвешивают с обеих сторон седла на крючки, имеющиеся на луках ленчика. Подвешенный груз снизу под животом лошади скрепляют дополнительной подпругой. Поверх груза на рамах справа укладывают сетку, набитую сеном, а слева - сакву с принадлежностями. После этого укрепляют груз, лежащий поверх седла, и все вместе охватывают и закрепляют круговым троком. Мягкая обшитая часть трока должна находиться под животом лошади.

На вьючных седлах можно перевозить самые разнообразные грузы. Они должны быть сформированы в три вьюка - верхний, правый и левый.

Правила навьючивания таковы:

  • - вес правого и левого вьюков должен быть одинаков;
  • - к телу лошади не должны быть уложены твердые предметы с выступающими углами;
  • - боковые вьюки должны быть подняты достаточно высоко, чтобы они не сдавливали бока лошади;
  • - боковые вьюки должны быть зафиксированы на потниковую крышу так, чтобы исключить продольные смещения, что изматывает лошадь на подъемах и спусках;
  • - верхний вьюк не должен иметь вес более 30 % перевозимого груза;
  • - верхний вьюк должен быть компактным, чтобы лошади было легче поддерживать равновесие;
  • - верхний вьюк должен быть прочно зафиксирован на переднюю и заднюю луки от продольного и бокового смещения;
  • - весь вьюк должен быть опоясан дополнительной подпругой.

В связи с тем что вес перевозимого груза ежедневно меняется (расходуются продукты и зернофураж), работа по укладке и компоновке вьюков должна проводиться вьюковожатыми.

В качестве боковых емкостей для вьючных седел могут быть использованы рюкзаки большого размера, по два с каждой стороны. В рюкзаки очень удобно распределять груз и компоновать вьюки по мере расхода груза. Главное - рюкзаки должны быть хорошо зафиксированы на седло и потниковую крышу. Для верхнего вьюка необходима прочная водонепроницаемая ткань (брезент).

В походе нагрузка на вьючную лошадь не должна быть выше, чем на верховую. Верховой лошади легче сохранять равновесие в движении за счет перемещения центра тяжести всадника, помогающего ей в этом. Кроме того, всадники в пути время от времени спешиваются в движении и на привалах, в то время как груз вьючной лошади находится на ее спине в течение всего походного дня - с утра и до вечера.

Считается, что лошадь способна переносить на спине груз, равный примерно одной трети ее веса на сравнительно равнинной местности. В горных условиях нагрузка должна быть ниже и зависеть от крутизны подъемов и спусков и высоты над уровнем моря. Практически при выходе в путь общий вес вьюков не должен быть более 120 кг, из которых два боковых по 40-45 кг и верхний - 30-35 кг.

Движение в пути

Вьючные лошади на маршруте следуют вместе с верховыми. Эти лошади настолько привыкают к пути, что могли бы и сами свободно передвигаться вместе с отрядом, если бы не одно "но":

будучи на свободе, они могут в любую минуту лечь на землю и "покататься", т. е. помять вьюки и нарушить седловку (вьюк съедет набок).

И то и другое допустить нельзя. Поэтому их на участках пути водят вьюковожатые.

Есть два способа вождения вьючной лошади:

  • Вьюковожатый держит повод вьючной лошади в руке;
  • Вьюковожатый привязывает вьючную лошадь за хвост своей упряжной  лошади.

Второй способ предпочтительнее, так как в этом случае лошадь следует строго за верховой лошадью и практически не причиняет хлопот. Для того чтобы привязать вьючную лошадь за хвост подседельной, нужно подвить хвост подседельной, сложить вдоль репицы, повод вьючной пропустить в образовавшуюся петлю, конец повода обмотать вокруг репицы с хвостом и в последний виток заложить развязывающуюся петлю .

Длина привязи (чумбура) должна быть такой, чтобы вьючная лошадь могла иметь возможность двигаться свободно, но не переступала бы через повод.

На отдельных участках пути вьючную лошадь можно отвязывать и проводить в поводу. Нельзя вьючную лошадь привязывать ни за шею подседельной, она будет мешать движению, ни тем более за луку седла - это очень опасно . Испугавшись чего - нибудь, вьючная лошадь может резко осадить назад, опрокинуть подседельную и уж наверняка сдвинет седло набок.

Кормление и водопой вьючных и заводных лошадей.

Во время  похода лошади подвергаются большому мышечному напряжению. Поэтому они нуждаются в достаточном по количеству и полноценном по составу кормовом рационе, содержащем необходимые питательные вещества и витамины.

Во время похода, так же как и на базе, лошадей надо кормить три раза в день. Если этого сделать нельзя, то можно перейти на двухразовое кормление.

Очень важно давать корм лошадям всегда в одни и те же часы. Благодаря этому у них вырабатывается условный рефлекс на время приема корма и обильнее выделяются пищеварительные соки, обусловливающие лучшее его переваривание. Вьюковожатые должны следить за доброкачественностью корма, даваемого лошадям.

Кормление лошадей зерном производится на привалах, продолжительность которых составляет не менее 2 часов. По прибытии на привал лошадям сначала дают сено или выпускают их на пастбище. Овсом кормят только после того, как лошади отдохнут и просохнут, т. е. не раньше чем через 30-45 минут. Водопой лошадей в этом случае производится непосредственно перед кормлением зерном. Овес дается в индивидуальных саквах, на которых должна быть указана кличка лошади. После скармливания зерна саквы просушивают, а один раз в неделю моют.

В летнее время очень полезно кормить лошадей зеленой травой, как скошенной, так и непосредственно в тра востое. Пастьба лошадей возможна только на территории, не зараженной болезнями сельскохозяйственных животных.

Начинать работать на лошади сразу после кормления не рекомендуется, так как наполненный желудок мешает нормальному функционированию сердечно - сосудистой системы. Исследованиями установлено, что легкая работа благоприятно отражается на переваримости кормов, а тяжелая, наоборот, снижает и ухудшает ее.

Очень важен режим водопоя лошадей, особенно во время многодневных походов. Напряженная работа лошадей усиливает их жажду. У лошади вместе с потом выделяется большое количество влаги и солей. Обезвоживание организма повышает асматическую концентрацию плазмы крови, затрудняет ее продвижение по кровеносным сосудам, что увеличивает нагрузку на сердечную мышцу. Недостаток воды в организме нарушает процесс пищеварения, всасывания и удаления через почки продуктов обмена веществ.

Особенно это наблюдается в жаркое время года. Летом лошадей поят три - четыре раза в сутки, зимой реже - два - три раза. Во избежание заболеваний нельзя поить лошадей холодной водой, температура которой ниже 5-6°, а также давать большие порции воды в течение первого часа после напряженной работы. Вспотевшей лошади для восстановления аппетита и утоления острой жажды можно дать 3-4 л воды. В период усиленной работы лошадей в жаркую погоду их лучше поить слегка подсоленной водой (50-60 г или 2-3 столовые ложки поваренной соли на одно ведро воды). Это способствует удержанию воды в организме животного. Лошадей лучше поить до кормления, но можно и после него.

Для поения лошадей используют только доброкачественную воду. Нельзя поить лошадей из стоячих водоемов.

  • Вьючное дело -1

  • Вьючное дело -2

  • Вьючное дело -3

  • Вьючное дело -4

  • Вьючное дело -5

  • Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 0 comments