Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Парсы (Таты)

Полагаю, что о парсах, исповедующих религию зороастризма, большинство читателей слышали лишь в контексте биографии Фредди Меркюри (урожденного Фарруха Балсара), потрясавшего современников не только феноменальным голосом, но и неслыханной щедростью (как вам "Роллс-Ройс" в качестве подарка другу?) Между тем этот маленький народ демонстрировал поразительные качества на всем протяжении своей тысячелетней истории.

Парсы покинули родину и переселились в индийский Гуджарат 12 веков назад, после того как арабы завоевали Персию. Надо сказать, что к религиозным притеснениям миграция не имела никакого отношения: ислам в те далекие времена славился веротерпимостью и духовным либерализмом. Другое дело - коммерция. Парсы в массе своей были людьми торговыми, равно как и арабы, которые быстро обложили инородных купцов на завоеванных территориях непомерными пошлинами. Еще задолго до завоевания парсы являлись одним из ключевых звеньев знаменитого шелкового пути, поэтому переселение в Индию, с которой у них были налажены тесные связи, не было сопряжено с какими бы то ни было культурологическими или цивилизационными потрясениями.

В Гуджарате парсы продолжили заниматься торговлей, резко выделяясь из окружения дисциплинированностью, организованностью и приземленным реализмом, столь недостающим коренным индийцам. Забавно описание парсов Индустана, данное португальским путешественником Гарсия д'Орта в 1563 году:

"В королевстве Камбай живут купцы, известные под именем Эшпарсов. Мы, португальцы, зовем их евреями, однако это совершенно неправильно".

Можно предположить, что аналогия с евреями возникла у португальцев на основании замкнутого образа жизни парсов: маленький народ тщательно оберегал свою расовую и религиозную аутентичность, практически не смешиваясь с окружающими его нациями. Показательно, что гражданскую позицию парсы обозначили с первого момента переселения в Гуджарат: местный правитель Джадав Рана разрешил парсам поселиться на условии принятия языка, женского платья (сари) и отказа от ношения оружия. Парсы легко согласились, и отныне, сохраняя религиозную самобытность, полностью интегрировались в индийское общество.

Весьма показательна в этом плане история сотрудничества парсов с британцами. В начале XVII века британская Ост-индская компания получила от императора Джахангира эксклюзивное право на строительство факторий в порту Сурат. Первыми местными жителями, появившимися в английских поселениях, были парсы, которые легко нашли общий язык с европейцами и очень скоро заняли торговые должности, выполняя роль посредников между компанией и индусами. Последних британцы не жаловали: "Индусы пассивны, невежественны, иррациональны, внешне покорны и внутренне непримиримы" - согласитесь, блестящая иллюстрация пропасти между атлантической и арийской цивилизациями.

Парсы, напротив, представлялись англичанам "самыми способными и эффективными людьми во всей Южной Азии". Представители Ост-индской компании даже создали специальные школы для обучения парсов в "правильном" ключе, надеясь воспитать из подрастающего поколения торгового народа не только посредников, но и преданных служителей Короны.

С последним, однако, не срослось. Дело в том, что отличительным знаком интеграции парсов в новую родину с самого начала была благотворительность, социальная филантропия - черта, запечатленная на самом глубинном - лингвистическом - уровне: слово "parsi" на санскрите означает "подающий милостыню". Парсы-посредники зарабатывали деньги на торговле с британцами, а затем вкладывали эти деньги в Индию, в тот самый "пассивный и иррациональный" народ, который дал им приют 12 веками раньше и ни разу не заставил усомниться в правильности сделанного исторического выбора.

Из статьи Сергея Голубицкиго "ТАТА" в "Бизнес-журнале"

 

Парсы

— огнепоклонники, последователи Зороастра: племя иранского происхождения, представители которого живут в Индии (89 тыс. по переписи 1891 г.), в Персии (по сведениям 1879 г. 8499; см. Houtum-Schindler, "Die Parsen in Persieu, ihre Sprache und einige ihrer Gebräuche", "Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Gesellsch.", 1882, т. XXXVI), в Иезде и Кермане. Индийские П. вышли из Персии около 720 г. по Р. Хр., после падения династии Сассанидов, спасаясь от мусульманского фанатизма. Они нашли себе убежище на п-ове Гузерате и оттуда уже распространились далее на Ю. При этом П. оставили свой родной язык и приняли новоиндийский язык гузерати (см.). Перейдя П. до сих пор сохранили свое родное иранское наречие, отличающееся, до известной степени, от окружающих его новоперсидских говоров (см. цитир. выше статью Houtum-Schindler'a). Положение индийских П., живущих большей частью в Бомбее, блестящее, сравнительно с униженным и презренным местом, занимаемым их персидскими единоверцами (гебрами). Среди первых много богатых купцов (торговые дома в Бомбее, Калькутте, Гонг-Конге, Шанхае, Лондоне, Иокогаме, Египте и т. д.), много людей, получивших европейское образование и даже ученую известность, тогда как вторые в культурном отношении стоят не выше господствующего населения Персии, а в общественном подчинены целому ряду унизительных ограничений. Внешностью своей (светлый, иногда оливковый цвет лица, интеллигентные черты) и умственными способностями парсы напоминают европейцев, с которыми охотно сближаются. В новейшее время многие индийские парсы отправляются в Англию для получения образования, большей частью юридического, и, вернувшись в Индию, занимаются адвокатурой, гражданской службой, литературой и наукой. С особым интересом парсы работают над исследованием своей старины, под влиянием европейских ученых, трудами которых они живо интересуются Почти все взрослые П. Индии свободно говорят по-английски; многие, даже в семейном кругу, совсем оставили употребление гузерати. Наружностью своей П. напоминают персов: к красивый орлиный нос, яркие черные глаза, красиво очерченный подбородок, сильно выгнутые брови, толстые чувственные губы, слегка волнистые усы. Женщины их деликатного сложения, черноглазы, с тонкими дугообразными бровями и густыми черными волосами, которые они украшают жемчугом и драгоценными камнями. Они могут свободно являться на улицах с непокрытым липом. Все домашнее хозяйство предоставлено в их полное распоряжение. Гостеприимство, общительность и благотворительность — главные добродетели П. Благотворительность, возведенная религией П. в основной принцип их морали, делает нищенство среди них неизвестным. В одном Бомбее П. учреждено 32 разных благотворительных и общественных заведений, в том числе образцовая по своему устройству школа на 1000 девочек и мальчиков. Парсы славятся также ловкостью, энергичной деятельностью и предприимчивостью, сделавшими их торговый кредит неограниченным. Костюм мужчин состоит из широкой сорочки, представляющей самую священную часть одежды (ибо носится прямо на теле); сверху надевается длинный кафтан или сюртук, опоясанный трижды священным поясом. На голове носится тюрбан или шляпа, вроде камилавки, сохраняемая на голове в присутствии равных; на ногах — башмаки желтого или красного сафьяна. Костюм женщин состоит из длинной полосы цветной шелковой материи, обертываемой кругом всего тела. Роды у П. происходят на дворе дома, так как каждый П. должен начать свою жизнь в унижении; только "добрые мысли, слова и дела" могут возвысить его в этой и будущей жизни. После родов мать должна выдержать сорокадневное отчуждение от всех членов семьи, считаясь до этого срока нечистой. На седьмой день после рождения к ребенку призывается жрец-астролог, составляющий для него гороскоп, который потом хранится в семейном архиве. Семи лет мальчика впервые омывают коровьей мочой (nirang) и надевают на него пояс веры, сплетенный из 72 нитей (= 72 главы Ясны, одной из книг Авесты). С этого возраста для П. начинается нравственная ответственность за поступки. Ребенок, умерший до этой церемонии, идет прямо к Агурамазде (Ормузду). Свадьба у парсов сопровождается сложным и пышным ритуалом, а день ее определяется астрологом. Браки между близкими родственниками считаются похвальным делом. От индусов парсы усвоили обычай заключать браки в детском возрасте. Тело умершего выставляется на сведение хищных птиц в особом сооружении (так наз. "башне молчания"), так как сожжение его или зарывание в землю оскверняет огонь и воду.

Ср. Williams Monier, "Modern India and the Indians" (4 изд., Л., 1887); Dosabhai Framji Karaka, "History of the Parsis" (Лондон, 1884); Spiegel, "Avesta aus dem Grundtext übersetzt" (Лейпциг, 1852— 63); M. Haug, "Essays on the sacred language, writings and religion of the Parsis" (3 изд., Л., 1884).

Брокгауз и Ефрон

Парсы, члены одной из религиозных общин Индии. Численность свыше 100 тыс. чел. (1973). Парсы живут главным образом в Бомбее и являются потомками зороастрийцев, пришедших из Ирана в 7—10 вв. после его завоевания арабами и осевших в основном в Гуджарате. Религия — зороастризм. В храмах Парсы поклоняются огню, мёртвых не хоронят, а отдают на растерзание грифам (в так называемых башнях молчания), чтобы не осквернять священных для Парсы стихий — огня, воды, воздуха, земли. Материальная зажиточность считается религиозной заслугой, поэтому большей частью Парсы издавна занимается ростовщичеством, торговлей, банковской и предпринимательской деятельностью (к Парсы принадлежит семья крупнейших монополистов Индии — Тата). Парсы говорят на языке гуджарати; каноническая литература на авестийском и пехлеви. Община Парсы преимущественно эндогамна (молодёжь начала отступать от древних брачных регуляций — правил). Жрецы общины оказывают большое влияние не только на культово-религиозную, но и на светскую жизнь Парсы

БСЭ

На 1990 года численность парсов около 40 тысяч человек.

 

Зороастрийцы. Верования и обычаи.  Мэри Бойс

Пер. с англ. - СПб., 1994.-  288 с.

Настоящее издание является популярным очерком одной из древнейших религий мира — зороастризма. Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй с VI в. до н. э. по VII в. н. э. и оказал большое влияние на христианство и ислам. В книге известной британской иранистки Мэри Бойс, автора многих монографий о зороастризме и манихействе, прослеживаются исторические судьбы зороастрийских общин в Иране и Индии от их возникновения вплоть до наших дней.

Формат: doc / zip

Размер: 375 Кб

Скачать

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments