Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

COMENIUS

Ян Амос родился в многоязычной Моравии в 1592 году и всю жизнь шёл против течения. Отец его, Мартин, чех из местечка Комны (отсюда и прозвище - Коменский), принадлежал к "общине чешских братьев", наследников самого раннего реформационного течения – гуситства .

Рано осиротевший мальчик был воспитан тетей и назначенными общиной опекунами. Шестнадцатилетним был послан общиной в латинскую школу в Пшерове, затем - в Герборнский университет в немецком княжестве Нассау и, позже, старейший в Германии Гейдельбергский университет. Карлов университет в Праге находился под управлением иезуитов и был недоступен для протестанта.

После учебы, как и было положено в те времена, Ян Амос совершает путешествие по Европе и приступает к службе родной общине. С 1614 года - учителем латыни, с 1616-го - священником.

Обратим внимание - служение Коменского начинается с преподавания латыни. Объяснить важность этого факта эффективнее всего с точки зрения информационных технологий. Латинский язык в Средневековье был важнейшей информационной технологией. Представим себе - Европа Темных веков. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Любое путешествие таит в себе смертельную опасность, ибо на дорогах господствует Faustrecht, кулачное право. Грамотных людей убийственно мало. Единственный способ копирования информации - рукописный. Но дефицитны не только переписчики, сосредоточенные в монастырских скрипториях, но и материал для письма. Отсюда и феномен палимпсестов - подчищенных, повторно используемых пергаментов. Книга стоила столько же, сколько и вооружение рыцаря или деревня со всеми обитателями…

В этих условиях сохранить сколько-нибудь заметный объем унаследованных от античности текстов можно лишь воспользовавшись универсальным, единым, понятным для любого образованного человека кодом. Латынью.

Положение меняется с изобретением книгопечатания и введением производства тряпичной бумаги. Но двери в галактику Гутенберга еще закрыты. Трудностью изучения латыни. Отсутствием заметного количества книг на национальных языках. Массовой неграмотностью. В Моравии и Чехии, где трудится Коменский, положение усугубляется полнейшим бесправием славянского населения, вызванным католической контрреформацией. Начавшейся куда раньше, чем в соседней Речи Посполитой. Еще до Лютера, сразу после разгрома гуситов  ( гуситские войны ) у Липан (1434) и Сиона (1437).

И вот молодой ученый выделяет главное. Прием, которым он пользуется, сегодня принято называть spin-off, раскрутка.

Начинает Ян Амос с создания методики достаточно простого овладения латынью. С этой целью пишет "Правила более легкой грамматики". Их он широко использует, заведуя общинной школой (школой Чешских братьев) в городке Фульнеке. Но вскоре спокойная жизнь священника и учителя кончается.

Угнетенные чехи восстают против Габсбургов. Пражская дефенестрация, выкидывание чиновников оккупационной администрации из окон ратуши. Демократическое избрание протестантского короля. И страшный разгром чешского войска в 1620 году у Белой Горы. Чудовищный террор, устроенный наемниками Габсбургов в Чехии и Моравии. Коменский бежит в Польшу (1621), его жена и дети гибнут.

Преследование прошведски настроенных протестантов в Польше в 1657-1658 гг гонит его дальше в Голландию.

“..История католической Польши фальсифицирована польскими националистами 19 века. Население из-за слабого развития городов было мало втянуто в религиозную жизнь, а в верхах весь 17 век продолжалась борьба между католиками и протестантами. Похоже, что проводниками христианства в Польше были именно последние, а католики перехватили инициативу в 18 веке…” (Д.Е. Галковский)

В качестве бродячего консультанта по вопросам образования, он подолгу жил жил в Англии, Швеции и Трансильвании. Его даже приглашали стать ректором Гарвардского университета.

Бежать великому гуманисту предстоит всю жизнь. Работать в дуплах деревьев, в хижинах углежогов.

Как автор –полиглот Комениус ( он был больше известен под этим именем) приобрёл международную известность. Его ранний труд “ Лабиринт мира и райская обитель сердца” был своего рода паломничеством в сферы духовного, этот труд был написан по-чешски.

Именно в таких условиях будет открыта человечеству дверь в галактику Гутенберга. Труд Коменского "Janua Linguarum Reserata" (1631), "Открытая дверь языков" или “Врата языков”, имеет подлинно революционное значение.Труд,  начавшийся как трёхязычный учебник латинского, чешского, немецкого, – затем дошёл до сотни версий, включая персидскую и турецкую.

Создать технологию обучения универсальному языку. Заложить научные методы передачи информации от учителя к ученику. Несмотря на пылавшую в Европе Тридцатилетнюю войну книга расходится крайне широко. Ее переводят на главные европейские языки и даже на турецкий, монгольский… По "Открытой двери языков" учит латынь принцесса Швеции, тогдашней военной сверхдержавы. Европейская слава. Коменского приглашает Английский парламент, его чествуют патриции Амстердама, экономической столицы Европы.

Человек, говоря несколько вульгаризированными терминами цифровой схемотехники, это не комбинационная схема, а автомат с памятью. И его свойства - нет, не склонность к добру или злу, но лишь сложность реализуемых им алгоритмов переработки информации, - зависят не только от достоинств "производственной линии" (как полагали апологеты наследственности от Платона до Альфреда Розенберга), но и от "программного обеспечения", формируемого в процессе воспитания и образования, от заложенных знаний и ассоциативных связей.

Во времена господства в нашей стране марксистской теории считалось, что обезьяну в человека превратил труд. Конечно, роль труда отрицать нельзя. Однако самые хитрые обезьяны кроме разумности еще и ленивы. Не склонны рыть Беломорско-Балтийский канал в дружном коллективе "заключенных-каналоармейцев", но, уютно расположившись в тесной компании вертухаев в салоне пароходика, под осетрину и водочку воспевают созидательный труд. И поскольку так было всегда, стоит поставить на первое место в эволюционном процессе все же способность к хранению информации на внешних носителях (от черточек на костях, нанесенных гоминидами пару тысяч веков назад, до новейших ноутбучных флэш-дисков), равно как и владение речью.

Речь! Вторая сигнальная система - свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности. Понятие, введенное в 1932 году Иваном Петровичем Павловым для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Одно из немногих выдающихся, по самому строгому гамбургскому счету, достижений советских ученых перед мировой наукой.

Вторая сигнальная - это система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Обратим внимание - жесты, распространенные фигурки из пальцев, тоже входят во вторую сигнальную.

Мозг животного реагирует лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы. Возникающие реакции - первая сигнальная система. А человек, кроме того, обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы органов чувств, первой сигнальной системы. Делать свертку информации, опять-таки вульгаризируя техническую терминологию. И выражать ее - или пламенным глаголом, или фигуркой той или иной степени приличия.

Но вот значение даже самой примитивной и похабной фигурке придает ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ - в отличие от общепонятного движения клыков, перехватывающих артерию соперника. Даже в этом случае, какой в обиходе называется ЖИВОТНЫМ, мы оперируем АБСТРАКЦИЯМИ.

Гибкость и эффективность работы с ними достигается речью. Поэтому слову и придавалось такое значение в процессе обучения. Эллада - общее образование свободных граждан базируется на риторике, грамматике и стилистике. Рим - привилегированные слои общества получают образование в грамматических и риторских школах. Средневековье… Но все это было образование элитное. Крайне дорогостоящее (хотя в ряде случаев затраты брали на себя религиозные организации), доступное немногим.
А наступление Нового времени, с его технологическим развитием, потребовало резко повысить "производительность труда" в образовании. Сделать грамотность массовой. Этого требовала и Реформация, с ее доктриной всеобщего священства и, следственно, с необходимостью массового доступа к текстам Священного Писания, ставших доступными благодаря изобретению Гуттенберга.
Но печатное дело позволило тиражировать не только тексты из наборных литер, но и изображения. И соотнесение изображений с текстом (ранее применявшееся лишь в немыслимо дорогих - ценой в комплект оружия или деревеньку - рукописях) образовало то, что мы сегодня назвали бы "мультимедией". Свести вместе слово, знак Второй сигнальной и то, что оно обозначает, "свертывает" из области чувственных вещей в область абстрактных понятий. Да еще и сделать доступным по цене. Это было не меньшее изобретение в ИТ-области, нежели изобретение перфокарт или интерфейса WYSIWYG.

Систематическое введение в обучение мультимедии, вероятно, стоит  соотнести с личностью и трудами Яна Амоса Коменского , отца современной педагогики. Уже первая его научная работа - карта родной Моравии. Наглядное отображение знаний наук естественных методами, почерпнутыми из наук точных.

Посвященный воспитанию детей до шести лет "Informatorium школы материнской", в чешское название которого введено латинское Informatorium, на века обогнавшее свой век.

Школьные пьесы, объединенные в книгу "Школа-игра" ("Schola ludus").

И главное - первый в мире иллюстрированный учебник латинского языка, "Orbis pictus" ("Мир чувственных вещей в картинках"), увидевший свет в 1658 году и положивший начало визуальному обучению. Девять картинок с подписями о неодушевленной природе; шесть - о растительном мире; шестнадцать - о мире животных.

Однако самым значительным вкладом Коменского стали его педагогические труды “Opera didactica omnia” (1658).

Современные теоретики педагогики считают Каменского отцом-основателем этой дисциплины. Его учебники, ориентированые на ученика, вдохновили такие методики (с ориентацией на ребёнка), как методы Фребеля, Песталоцци и Монтессори. А защитники всеобщего образования приводят тексты Коменского как образцы.

Его предсказания – что папа будет низвержен  и в 1672 году наступит конец света – вызывали лишь насмешки.

Коменский был последним епископом общины Чешских братьев. В вопросах религии его имя почитали те, кто в следующем веке возродили старую общину Чешских братьев в новой форме Чешской моравской Церкви.В эпоху чешского возрождения коменский занял место национального святого. Палацкий составил его биографию; грф Лютцов популяризировал по всему миру его “Лабиринт”; Томаш Масарик позиционировал его ключевой фигурой чешской демократии и гуманизма. Первая часть мемуаров Масарика называлась “Завет Коменского”.

Революционная, хоть и не увенчавшаяся успехом, попытка Коменского создать "Пансофию", универсальный свод научных знаний о Вселенной и человеке. У Коменского, скончавшегося в 1670 году в Голландии, это не получилось (труд его жизни, представляющий пансофический взгляд на универсальный мир и культуру, остался незавершёным), хотя "Pansophiae prodromus"(1638), "Предвестник Пансофии", декларация о намерениях создать энциклопедию, пользовался в Европе колоссальным успехом. Но критическая масса научных фактов, связей между ними, ученых и просто образованных людей будет накоплена в Европе лишь век спустя. Благодаря информационной революции Коменского. Который будет к XVIII столетию основательно забыт.

И лишь век девятнадцатый вспомнит того, кто писал, что "образование будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки - для искусного исполнения необходимых в жизни действий". Актуально и в ИТ-эпоху.

Citato loco :

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments