Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Дверь в галактику Гутенберга

Мы живем в эпоху постмодерна. На обломках великой империи. Но в век технологических достижений. Бывало ли такое в прошлом? Да, бывало! В Средневековье.

Понятие “век” , которое я  ниже использую, было придумано лишь в конце 16-го века. А термином  “возрождение” , предложенным Буркхардтом в конце 19-го века уже и пользоваться то просто неприлично. Надо отметить и то, что рационально изучать прошлое начали только в 18-м веке.

Средневековье  – это период действия трёхфункциональной индоевропейской схемы (описаной Жоржем Дюмизелем).После же индустриальной революции вступает в действие  совсем другая трёхфункциональность: выделение первичного, вторичного и третичного секторов деятельности.

“..Введенный некогда поэтом Петраркой термин "Темные века" не совсем точен. В области технологии время после падения Римской империи было временем прогресса. Прежде всего - тяжелый плуг, резко повысивший производительность сельскохозяйственного производства на пространствах Европы. Затем - стремена, сделавшие тяжеловооруженного всадника властителем полей чести.

Новая упряжь и повозки с поворотной осью, повысившие производительность труда на транспорте. Ветряные мельницы, чугун и домны. На самой вершине же - огнестрельное оружие и книгопечатание.

Вводились в Средние века и гуманитарные технологии - систематическое профессиональное образование в виде университетов, а еще и система выборных представительных органов в виде кортесов, генеральных штатов, муниципальных магистратур. И бродили по средневековым городам толпы школяров-вагантов (Любое путешествие таит в себе смертельную опасность, ибо на дорогах господствует Faustrecht, кулачное право). И сидели в ратушах и судах тысячи молодых чиновников.

Средневековье было временем поголовной уверенности людей в своем посмертном бытии. А по сравнению с индивидуальной вечностью такой ничтожной песчинкой являются тысячелетние рейхи, светлые коммунистические "завтра" и прочие прелести государственного строительства здравомыслящего ХХ века. Средневековье было более ориентировано на судьбу отдельной личности (хоть и посмертную - жили люди удивительно мало), чем даже нынешнее время политкорректности. С Востоком в основном торговали. Эзотерическими дисциплинами развлекались мало - их взлет приходится на Новое время, практически совпадая с расцветом науки. А толпы бюргеров действительно устремлялись к грамотеям. Но не для погрома, а поглазеть на ставящиеся ими зрелища.

Дело в том, что бурное развитие городов на рубеже XII–XIII веков породило феномен театра на национальных языках. Пьесы писали и степенные прелаты, и профессора-теологи Сорбонны. А актерами нередко были юные помощники адвокатов и нотариусов. Их профессии давали название труппам - возникшая в конце XIII века "Базошь" получила свое имя от здания парижского суда, искаженного "базилика".

В Камбре играли "Бесстыдники", в Руане - "Рогоносцы", в текстильном Лионе - "Дырявые портки". Везде это были любители - если не молодые чиновники, то школяры-ваганты. Поэтому гастролей не водилось. Актеры не ездили - ездили пьесы.

Сочинитель писал для конкретной труппы. И играй он перед пейзанами или ремесленниками, все было бы хорошо.

Но конкурирующие труппы были укомплектованы судейскими. А в их руках находилась технология стенографии, скорописи. Изобретенная в Риме, поддерживаемая для нужд судопроизводства (запись прений), она превосходно подходила для того, чтобы, записав текст моралите, соти или фарса, передать его другой труппе.

А с изобретением книгопечатания записанные тексты стали тиражироваться в тех же типографиях, где и 42- и 36-строчные Библии. Вполне пиратским способом, расходясь по всем зонам распространения того или иного языка. Тексты маленьких книжек, напечатанных готическим шрифтом, были несовершенны - пропуски, ошибки, порой бессмыслица. Но составить представление о мощном пласте средневековой культуры (и жизни!) мы можем только по ним.До нас они дошли лишь благодаря "пиратским" изданиям Гильома ле Руа, Пьера Леве, Пьера ле Карона...”

Citato loco

Неизвестно, был ли немец Иоанн Генсфлейш цум Гуттенберг изобретателем технологии использования подвижных металлическтх литер в книгопечатании или он только усовершенствовал её и ввёл в массовое употребление, но говорят, что именно он открыл первую типографию в Майнце в середине 15-го века. Майнц, кстати, и родина цензуры ( совместное отделение цензуры курфюршества Майнца и города Франкфурта) .Своим первым указом (1485 AD) цензор во Франкфурте, говорят запретил распространение печатных переводов Библии на народных языках . В исламском мире печатание книг было полностью запрещено до 19-го века (результат налицо).

Как и в других изобретениях, новый оригинальный технологический процесс родился из комбинаций уже существующих техник, включая технику римского винного пресса, пробойник ювелира и производство пригодной для печатания бумаги.

Впрочем, использование в работе печатного станка одинаковых металлических отливок в одинаковых матрицах стало первым применением теории взаимозаменяемости частей –этого основного принципа позднейшего века машин.

Стало возможно набирать, редактировать и исправлять книгу до того , как она будет воспроизведена в тысячах одинаковых копий.

Первой массовой книгой светского содержания стал напечатаный Гутенбергом Catholicon (энциклопедия, составление которой приписывается генуэзцу Джованни Бальбо), по легендам в 1460 AD

Потом, мол, инкунабулы печатали в Венеции (Альд Мануций) и Антверпене (центре мира – экономики, по Ф. Броделю), но в целом книгопечатание было ещё в пелёнках.Появились главные стили шрифтов:

  • латинский (прямой светлый)
  • курсивный
  • готический

Историки (не зная видимо элементарных основ теории инноваций),  невразумительное пишут о том, что люди не сразу осознали смысл ИТ- революции, которое несло с собой книгопечатание и в конце 15-го века был даже период, когда произошёл спад интереса к чтению.

С другой стороны, считается ,что печатные станки,  быстро распространялись :

  • Базель 1466 AD
  • Рим 1467 AD
  • Пильзен в Богемии 1468 AD
  • Париж 1470 AD
  • Буда 1473 AD
  • Краков 1474 AD
  • Вестминстер 1476 AD
  • Цетинье в Черногории 1493 AD
  • Москва 1555 AD

Конечно весь 15-й век – это ещё книги в формате codex на пергаменте. А развитие книгопечатания  произошло гораздо позже, в 16-м веке, с обновлением собственно содержания книги.Но и это было только начало ИТ –революции..

Грамотных людей убийственно мало. Единственный способ копирования информации - рукописный. Но дефицитны не только переписчики, сосредоточенные в монастырских скрипториях, но и материал для письма. Отсюда и феномен палимпсестов - подчищенных, повторно используемых пергаментов. Книга стоила столько же, сколько и вооружение рыцаря или деревня со всеми обитателями…

В этих условиях сохранить сколько-нибудь заметный объем унаследованных от “античности” текстов можно лишь воспользовавшись универсальным, единым, понятным для любого образованного человека кодом. Латынью.

Положение меняется с изобретением книгопечатания и введением производства тряпичной бумаги. Но двери в галактику Гутенберга еще закрыты. Трудностью изучения латыни. Отсутствием заметного количества книг на национальных языках. Массовой неграмотностью.

Яном Комесом будет открыта человечеству дверь в галактику Гутенберга.Путём создания методики достаточно простого овладения латынью. Труд Коменского "Janua Linguarum Reserata" (1631 AD), "Открытая дверь языков", имеет подлинно революционное значение.Латинский язык в Средневековье был важнейшей информационной технологией.

Создать технологию обучения универсальному языку. Заложить научные методы передачи информации от учителя к ученику. Несмотря на пылавшую в Европе Тридцатилетнюю войну книга расходится крайне широко. Ее переводят на главные европейские языки и даже на турецкий, монгольский… По "Открытой двери языков" учит латынь принцесса Швеции, тогдашней военной сверхдержавы. Европейская слава. Коменского приглашает Английский парламент, его чествуют патриции Амстердама, экономической столицы Европы.

Революционная, хоть и не увенчавшаяся успехом, попытка Коменского создать "Пансофию", универсальный свод научных знаний о Вселенной и человеке. У Коменского, скончавшегося в 1670 AD в Голландии, это не получилось, хотя "Pansophiae prodromus"(1638 AD), "Предвестник Пансофии", декларация о намерениях создать энциклопедию, пользовался в Европе колоссальным успехом. Но критическая масса научных фактов, связей между ними, ученых и просто образованных людей будет накоплена в Европе лишь век спустя. Благодаря информационной революции Коменского. Который будет к 18-му столетию основательно забыт.

И лишь век девятнадцатый вспомнит того, кто писал, что "образование будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки - для искусного исполнения необходимых в жизни действий". Актуально и в ИТ-эпоху.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments