Дискуссия в веблоге ivanov_petrov -Как победили арианство
"..А каким образом сразу во всех центрах империи вдруг был побежден троцкизм? Да точно таким же. Если не знать стилистических особенностей, не учитывать ритуальных заклинаний, маркирующих текст - никто не отличит "троцкизм" от "сталинизма" или даже самого "марксизма" Все, что предлагал Троцкий, Сталин таки осуществил. Точто то же и в христианстве. Шла политическая борьба, и какие религиозные лозунги использовали победители - дело случая. В соответствии с чем приходится вертеться богословам - разумеется, истинной и соответствующей небесной иерархии может быть только доктрина победителя, разве может побежденный быть правым в религиозных вопросах?
А народ как верил в Таммуза (Осириса) и сонмы его врагов и друзей - так и продолжает верить, разве что имя заменили..."
Meo voto:
Во-первых :
Все соборы созывались константинопольским императором, всегда претендовавшим на высший авторитет в церковных делах ; всё зависело от того какую он партию поддерживает в религиозных вопросах (что и отметил, совершенно верно, vasily_sergeev)
Во-вторых :
Историю , по-Карлейлю делают герои. Свести концепцию Карлейля к современным терминам очень удобно через концепцию мемов. Ведь что есть общество как "социально-производственный механизм"? В информационном аспекте - не что иное, как совокупность идей, методов и технологий. Совокупность Знаний.
Есть мнение (Станислав Лем "Summa Technologiae") , что как бы ни была грандиозна используемая человечеством идея, она всегда должна помещаться в один ум. Ум Афанасия, Иоанна Златоуста, Василия Великого, бл. Августина. Ну а далее она становится достоянием всех, но главное - лиц принимающих решения.
За Афанасием на Востоке (главой партии православных) и Илларием из Пуатье (315 - 367 AD)на Западе, возглавлявшими оппозицию Констанцию и Юлиану, пришло поколение самых выдающихся и влиятельных Отцов Церкви.
- Иоанн Златоуст (347 - 407 AD), епископ Константинопольский, был величайшим проповедником своего времени и в своих проповедях не щадил представителей высшего общества.
- Василий Великий (347 - 407 AD), епископ Кессарийский, вышел из замечательной семьи, в роду у него насчитывалось восемь святых. его обычно считают основателем общежительного монашества.
- Брат Василия Великого -Григорий Нисский (335 - 395 AD) и близкий друг -Григорий Назианзин (329 - 389 AD), -оба были выдающимися богословами, приблизившими время Второго вселенского собора в Константинополе (381 AD)
- На Западе Мартин Турский из Панонии завершил евангелизацию Галлии.
- Амвросий Мидеоланский (ок.334 - 397 AD) был ведущим церковным политиком того времени.
- Иероним Далматинский (ок.345- 420 AD)-виднейшим учёным- библеистом ранней церкви.
- Но из всех отцов Церкви, возможно, наибольшее влияние на Запад оказал африканец Августин из Гиппона (Блаженный Августин).
О бл. Августине
Епископ и богослов бл. Августин ( 354- 430 AD) получил образование ритора и некогдавыступал в поддержку манихейства .Он обратился в христианство в Милане в 386 г. AD .В своей полемике с донатистами, манихеями и пелагианами, Августин так дотошно рассмотрел и систематизировал все тонкости этих учений, что ещё 800 лет, вплоть до Фомы Аквинского, к его словам ничего не могли добавить.
Августин ратовал за институализацию Церкви : без церкви нет спасения, писал он.
Нигде взгляды его времени не выразились лучше, как в самой известной из его 113 книг - О Граде Божьем.
Августин пробыл на епископской кафедре г. Гиппона в своей родной Африке 30 лет, ведя аскетическую жизнь, правила которой вдохновили целый ряд орденов , включая августинцев, доминиканцев (чёрных братьев), премонстрантов (белые каноники) и бригитинцев. говорят, он умер во время осады Гиппона вандалами
Труды этих деятелей Церкви, тринитариев, и принесли плоды в правление Феодосия (правил в 378 -395 гг. AD), последнего императора, правившего и Востоком и Западом; в религиозных вопросах он последовательно и жестко поддерживал партию тринитариев.
Феодосий был испанцем, сыном военоначальника и человеком свирепым.
Есть мнение , что к тринитариям Феодосий обратился по той простой причине, что его предшественник Валент был убит готами - арианами. Может и так в какой-то мере.
На самом же деле реальность не может быть описана ни одной из упрощенных схем. Реальность всегда многогранна и многопланова.
Феодосий видимо обладал уникальным даром чувствовать реальность и поступать в соответствии с обстоятельствами. Взял на вооружение для влияния на социум идеологические технологии наиболее продвинутые и наиболее конгруэнтные формату, целям и задачам императорской власти в Nova Roma на тот момент.
В последующие века многие верующие восхваляли это "торжество христианства" как великое достижение, и Феодосия наградили титулом "Великий".Но в учении Христа мало что указывает на необходимость такой тесной связи духовной и политической власти. да и сам Феодосий не был примером христианских добродетелей.В 388 AD он убивает своего соправителя Магна максима; в 390 AD он обрушивается с ужасной местью на город Фессалоники за то, что его жители осмелились на бунт. Он приказал пригласить всё население в цирк якобы на игры и там совершенно хладнокровно перебил 7000 человек. За это Амвросий приказал ему принести публичное покаяние, и , когда он умирал в Милане, он знал несколько больше о той религии, которой оказал столь важные услуги.
Под его покровительством Второй вселенский собор утвердил Никейский Символ веры, так что позиция тринитариев получила силу ЗАКОНА; арианство было запрещено законом; язычество неумолимо преследовалось.
Вот когда тринитарии начали претендовать на ортодоксальность и проклинать настоящих и будущих оппозиционеров как ЕРЕТИКОВ.
Доктринальные расхождения продолжались по частным вопросам христологии:
- о природе Христа
- о воле Христа
- о роли Христа в исхождении Святого Духа
Семь соборов признаются и Востоком и Западом ( все соборы созывались константинопольским императором, всегда претендовавшим на высший авторитет в церковных делах):
- Никея -первый (325 AD)
- Константинополь -Первый (381 AD)
- Эфес (431 AD).Осудил несторианство,что Гиббон в своём великом труде назвал "эклезиастическим восстанием"
- Халкидон (451 AD).Поддержали диофизитизм
- Константинополь -второй (553AD)
- Константинополь -Третий (680- 681 AD).Утвердили диофелитизм
- Никея -Второй (787 AD)
Вопрос с fillioque так никогда и не был разрешён. И к 9-му веку в связи с этим вопросом разгорелись нешуточные споры.