Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Военный быт

Боевая деятельность во все эпохи имела своей первопричиной борьбу за существование рода, племени, народа, государства. Эта борьба требовала соединенных усилий многих лиц при непременном объединении управляющей их действиями воли.

Другими словами, как говорит Спенсер, армия уже в первичной своей форме была принудительной кооперацией, проникнутой двумя логически связанными началами — централизации власти и иерархии.

Целесообразная организация воинской корпорации неизбежно требовала регламентации не только чисто боевой деятельности, но и жизн. уклада, благоприятствующего этой последней.

Поэтому естественно возникла необходимость в нормировке не только службы, но и частной жизни (так, в Древнем Риме воинам запрещалось приобретать земельную собственность в тех провинциях, в которых они служили, запрещались браки, занятия некоторыми ремеслами и т. п.). Уже эти факторы, могущие быть отнесенными к внешним, но специфическим именно для армии, должны были существенно повлиять на склад военного быта.

Были, однако, еще факторы внутренние, не меньшего значения. Кооперация, сотрудничество немыслимо без взаимной помощи, поддержки. A эта последняя при совместных жизни и труде воплощается в могущественое чувство если не дружбы, то хотя бы профессионального товарищества.

Далее, единство действий требовало согласования в направлении воли каждого воина с волей вождя и единства мотивов, a это достигалось во все времена и у всех народов дисциплиной .

 Этот крупный этико-правовой фактор, пересоздавая нередко психический склад человека и во всяком случае существенно его изменяя, настолько резко окрашивал все формы проявления интеллекта, что элементы дисциплинированности передавались в поколениях путем наследственности.

Указанные пять специальных факторов военного быта 

  • централизация
  • иерархия
  • регламентация частной жизни
  • товарищество
  • дисциплина

были основными и порождали собой ряд производных, как положительных, так и отрицательных.

Цель боя — победа; достижение ее сопряжено с опасностью для жизни; следовательно, необходимым условием ее для воина является храбрость, соединенная с бесстрашием перед опасностью, с пренебрежением к смерти; отсюда — культ храбрости в военном быте.

Так как качество это неразрывно связано с признанием малой ценности жизни вообще, то этим самым объясняются проявления в военном быте жестокости и суровости.

Из иерархии и дисциплины, требующих повиновения, вытекают, как положительные качества, покорность закону и главе государства, то есть верноподданство и воинский долг; с другой стороны, повиновение, подавляя личность и личную инициативу, прививает нередко слепую веру в авторитет.

Товарищество способствовало развитию особых корпоративных принципов чести, но обособляло войско от народа, внося некоторый антогонизм между мирным населением и войском.

Однако в войске, составляющем часть народа, отражается в значительной степени и быт последнего. Поэтому a priori несомненно, a история это доказывает неопровержимо, что как быт народа, так и военный быт национален.

Главнейшими этапами, пройденными и текущими в бытовом отношении войском, могут быть признаны:

  1. кочевой период, когда весь народ представляется военно общиной и военный быт сливается с народным;
  2. период оседлости, когда класс свободных земельных собственников обособляется в особый военный класс, вследствие чего численность войск уменьшается и быт его приобретает постепенно кастовый характер;
  3. развитие промышленности и национальных государств способствует развитию в народах мирных качеств, вследствие чего обособленность армии от народа возрастает и временные армии обращаются в постоянные (народное ополчение, земские войска и т. п.) в форме наемных войск, вербовочных армий, армий, комплектуемых путем рекрутских наборов и конскрипций и, наконец, путем всеобщей воинской повинности. Армия вновь становится вооружёным народом.
  4. Novus ordo, глобализация/глокализация, потеря state субъектности, постиндустриальная фаза, вследствие чего численность войск уменьшается и быт его приобретает постепенно кастовый характер, возрождение частной антерпризы .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment