Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

La Nef des fous

Тупик разума
....Если взглянуть на сегодняшнюю жизнь из глубины веков, то живем мы немыслимо, фантастически хорошо.....

 

Но, похоже, непрерывному развитию и улучшению приходит конец. Ученый по имени Джонатан Хюбнер из исследовательского центра Пентагона (США) берется даже предсказать, когда именно этот конец настанет. По его расчетам, развитие науки непрерывно тормозится и вскоре темпы прироста знаний станут совсем мизерными. И это притом, что на науку выделяется все больше денег и тратится все больше сил. Путем сложных математических расчетов исследователь выяснил, что уровень инноваций достиг пика в 1873 году (20 открытий в расчете на 1 млрд человек в год) - и с тех пор постоянно снижается. Сегодняшний уровень инноваций, по данным Хюбнера, - всего семь важных технических изобретений на 1 млрд. человек в год. Это показатель примерно 1600 года. А к 2024 году он упадет до уровня "темных веков", наступивших после падения Римской империи и покорения Европы варварами ( см. "Кстати" в конце)
Теоретически при условии постоянного роста населения человечество в состоянии поддерживать общее число открытий на прежнем уровне. Однако для этого число жителей Земли должно в считанные годы увеличиться на миллиарды душ. Поскольку это и невозможно, и нежелательно, нам, похоже, остается смириться с тем, что прогресс, по крайней мере научно-технический, резко замедлится.
Хюбнер называет два фактора, обусловливающих это замедление: законы экономики и ограниченные возможности мозга. Некоторые направления науки не развиваются либо потому, что они попросту экономически невыгодны (в этом состоит одна из причин фактического застоя в нынешнем освоении космоса), либо потому, что наша способность поглощать знания достигла предела. Мозг переполнен, и в результате делать новые открытия становится все труднее. К примеру, механизм раковых заболеваний известен уже 20 лет, ученые знают, что нужно для профилактики и лечения этой болезни. Однако практическая реализация этих идей тормозится, и вероятность того, что в обозримом будущем медицина вооружится необходимыми методами и средствами, крайне мала.
Почему же так происходит? У ученых есть несколько ответов на этот вопрос. По мнению профессора Северо-Западного университета (Иллинойс, США) Бена Джонса, мы наблюдаем эффект "низко висящих плодов": изобретатели прошлого "собрали" те идеи, до которых было легче всего "дотянуться", так что их преемникам приходится прилагать больше усилий для решения новых задач.
Но психологи и педагоги, работающие с теми, кому еще только предстоит стать учеными, уверяют: дело не только в этом. Будущие ученые действительно глупеют. И дураками их делает современная жизнь.
К чему ведет простота
Полтора века назад в жизни человечества произошли два важнейших изменения, которые с тех пор и определяют интеллектуальное развитие жителей Земли. Вопервых, из-за развития медицины резко уменьшилась детская смертность. Во-вторых, основой социальной структуры, законодателем общественной моды стал так называемый средний класс. Этих людей отличает простота вкусов и потребностей, их главная цель - "демократизация", то есть упрощение всего на свете до понятного им уровня. Аристократ, носивший фрак, должен был хотя бы разбираться в стилях одежды, представитель же современного среднего класса натягивает "демократичную" футболку - и дресс-код побоку. Но беда в том, что упрощение всего, что только можно, - от музыки до способов человеческого общения, не способствует умственному развитию. Скорее, наоборот.
Низкая детская смертность, будучи благом для конкретных семей, сыграла с человечеством еще более злую шутку. "Человек - первый вид, на котором остановился естественный отбор", - утверждает Алексей Белокуров, московский психолог и преподаватель. Болезни, которые еще 150 лет назад уносили множество детских жизней, сегодня не смертельны. Потерять ребенка современной маме во много раз труднее, чем ее прабабушке. Но и родить совершенно здорового тоже практически невозможно! Те дети, которые 150 лет назад не выжили бы, сегодня вырастают и заводят своих детей. В результате само понятие "норма", введенное каких-нибудь полвека назад, к современным детям не подходит: они в подавляющем большинстве "ненормальны". На дурную наследственность накладывается и психология: современные городские мамаши рожают поздно, а родив, поручают ребенка телевизору и компьютеру.
Раннее приобщение детей к сложной, "умной" технике служит признаком "продвинутости", но вовсе не добавляет ребенку интеллекта. Увлеченный красочными компьютерными играми, ребенок не успевает вовремя задать взрослым необходимые для умственного развития вопросы "как?" и "почему?". В результате общество получает инфантильного подростка, из которого со временем вырастет страдающий "мозговой дистрофией" гражданин.
Современное образование не исправляет картины: ведь отличник, то есть тот, кто успевает по всем предметам в школе, как правило, может лишь уверенно повторять за учителем. Успешным во всех областях знания человек не может быть по определению, а современная школа учит именно всему сразу. Но для хорошей успеваемости интеллект не столь уж важен, гораздо важнее старательность и хорошая память. Потом оказывается, что и в жизни все как в школе: часто достаточно "знать" и не обязательно "понимать". Причем спрос на "понимающих" становится все меньше: с переносом производств в Азию на Западе уже не в чести инженеры и прочие технические специалисты. Основу современной западной экономики составляют услуги и потребление. А экономика потребления - неиссякаемый источник дураков. И вот почему.
Время потреблять
Еще не так давно основным двигателем научно-технического прогресса была война: все лучшие умы в первую очередь занимались разработкой новых орудий убийства. Сегодня движущая сила прогресса - потребление. Житейские потребности "среднего человека" теперь обеспечивают экономику львиной долей заказов, формируют спрос на инновации. Потребителю нужны все новые и новые автомобили, все более крутые телефоны и "продвинутые" холодильники. Причем для экономики потребления тем лучше, чем глупее потребитель. Тупой лучше зомбируется рекламой, его предпочтениями проще управлять, его можно заставить купить ненужную вещь, поддержав таким образом и экономику, и науку.
В эпоху современной демократии, когда на выборах голосуют все, а ответственность за сделанный выбор не несет никто, естественным образом возникает управленческий кризис. Чтобы дурная толпа по своей минутной прихоти не смела все государственные устои, она должна быть управляемой. Иначе говоря, глупой. Слишком умные, но ни за что не отвечающие избиратели - это беда для политической системы, основанной на принципах демократии. Еще меньше нуждаются в умниках диктаторские режимы, для них это просто смертельная угроза.
Получается, что дураки - последний резерв прогресса. Они нужны всем интеллектуалам, которые еще остались на планете, без дураков у них не будет источников пропитания. Правда, тогда неясно, что случится с человеческим родом, если нагрузка на умных, которых с каждым годом все меньше, достигнет предела. Не пойдет ли мир вразнос из-за того, что дурак, сидящий за пультом ядерного реактора, не сможет разобраться в механизме, сконструированном его более сообразительным предком?
Традиционный ответ, к которому прибегают современные футурологи: "К тому времени ученые что-нибудь придумают". Например, компьютерный разум, который возьмет весь умственный труд на себя, а нам позволит быть настолько глупыми, насколько мы пожелаем. Но вопрос в том, сколько времени и ума нам осталось, чтобы создать этот искусственный интеллект. И не проще ли будет перестроить человеческое мышление так, чтобы приостановить размножение дураков? Если заглянуть в историю, то несколько раз человечество уже проделывало этот путь. И перелом начинался именно с дураков. Возможно, и этот раз не станет исключением. Нашему миру предстоит измениться благодаря дуракам и с их помощью.
Кстати:
Более половины сотовых телефонов, карманных компьютеров, возвращенных как неработающие, исправны. Просто пользователям не хватает ума, чтобы в них разобраться.
Важную роль в размывании интеллектуального сообщества играет приток переселенцев из сельской местности. У деревенского жителя, занимающегося преимущественно физическим трудом, IQ по определению ниже, чем у горожанина, который вынужден решать массу задач.
Политкорректное отношение к мигрантам только ухудшает картину. Во многих странах существуют квоты для приема в вузы молодежи из культурно отсталых социальных или этнических групп: в США - для афроамериканцев, в Индии - для представителей низших каст. Такое квотирование облегчает доступ к образованию для "не очень развитых" соискателей дипломов, отбивает охоту к учебе у способных студентов и в итоге понижает общий уровень образования.
"Отупение" ученых и инженеров
Cо временем падает число важных изобретений. "Отупение" ученых и инженеров приводит к тому, что последующие поколения не могут разобраться в созданном их предшественниками.
Так, в США большие проблемы в обслуживании "шаттлов". Более половины техдокументации на "челноки" существует только на бумаге, а современные инженеры не могут понять чертежи, выполненные не на компьютере. В результате новые системы при модернизации приходится устанавливать "поверх" старых, без согласования их работы. Квалификация персонала упала настолько, что во время гибели "Колумбии" инженеры в течение 14 (!) минут передавали команды на корабль, которого уже не существовало.
Александр Никонов, писатель: "Представим себе, что поумневшее городское общество начнет в массовом порядке отказываться от потребления, переходя к нестяжательству и чтению книг. Что будет с экономикой? И, соответственно, с фундаментальной наукой, которая чем больше проникает в тайны материи, тем больших затрат требует? Мой приятель недавно купил себе очки от солнца за $150, хотя мог за $20. Но он верит, что очки за $150 гораздо красивее и полезнее, чем за $20. Это вера современного человека. И за эту веру он готов всю жизнь горбатиться, не разгибая спины. И слава богу, что он такой дурак! Да, мы, умные люди, его эксплуатируем как пешку. Но кого-то же надо эксплуатировать, чтобы удовлетворять наш с вами научный интерес к миру! Глупость людская - это стратегический ресурс познания".
В апреле 1983 года Национальная комиссия по совершенствованию системы образования США опубликовала доклад "Страна в опасности". В нем отмечалось, что американские школьники 19 раз сдавали международные тесты и ни разу не заняли первых мест, а семь раз оказывались в самом низу. 23 млн. взрослых американцев, 13% всех семнадцатилетних и 40% представителей национальных меньшинств официально считаются неграмотными. Результаты стандартного тестирования учеников средних школ оказались значительно хуже, чем 26 лет назад.
Сумма баллов, набранных в ходе экзаменов в колледжи, заметно снизилась по сравнению с 1962 годом, из-за чего четверть всех курсов математики в колледжах ориентирована на устранение школьных пробелов. При этом руководители экономических и военных структур говорят, что им приходится тратить все больше денег на корректирующее образование...

Citato loco - Игорь Гинзбург

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments