Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Судьба древних библиотек

Citato loco - из очень интересного веблога antoin

Бытует мнение, что Александрийскую библиотеку сожгли арабы, после взятия города, по указанию халифа Омара .Это не совсем так.

Современные историки считают, что и Омар в Александрии не бывал, к тому времени книг в библиотеке уже не было, четырех тысяч бань не существовало, а пергамент для топки не годился.

"Александрийская библиотека (...) Другая, меньшая библиотека, собранная при Птоломее II, помещалась в Серапионе, в квартале Ракотис. Она заключала 42800 томов специально учебных книг, в т. ч. много дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке и сохранилась до Феодосия Великого, в царствование которого толпа фанатиков христиан, возмущенных продолжавшимся служением Серапису, под предводительством патриарха Феофила, напала на Серапийон и разгромила его... При этом случае, а не при взятии Александрии арабами при Омаре, погибла знаменитая сокровищница знаний"
(Полный православный богословский словарь. Т. 1. - М.: Возрождение, 1992. - С. 98).


Через 20 лет после взятия Серапиума штурмом христианами в Александрии побывал христианский священник Орoзий (380-420) – личный друг Блаженного Августина, автор авторитетной «Церковной истории прoтив язычников». Он посетил храм и, вместо книг, обнаружил пустые книжные шкафы, «разoренные нашими людьми, на памяти нашегo времени»(«Nоs vidimus armaria librоrum… exinanita ea a nostris hominibus, nоstris tempоribus memоrant”)

Из целенаправленно уничтоженных церковью библиотек, помимо Александрийской (49 000 книг), следует отметить Кордовскую в Арабской Испании (280 000 томов, сожжены по приказу кардинала Хименеса) и Бану Амора в Малой Азии, (крестоносцы, в 1109 году) (Глухов А. Судьбы древних библиотек. – М.: Либерея, 1992.. – С. 68). О сознательном уничтожении крестоносцами мусульманских библиотек в 12 веке см. также Сусликов Ю. Александрийская библиотека // Азия и Африка. - 1996. - № 8. - С. 76

"..Говорят, что надо благодарить за дошедшие до нас античные книги христианских монахов. которые трудолюбиво переписывали их в библиотеках. Не спорю, переписывали. Но, во-первых, рост библиотек при монастырях связан с указом Карла Великого о том, что монастырям охотиться можно только в таких объёмах, сколько надо для обтягивания кожей книжных переплётов. Хитрый монарх был: популяция зверей продолжала стремительно сокращаться, зато в скрипториях перья заскрипели с удесятерённой скоростью.
Во-вторых, очень часто монахи соскабливали с пергамента произведения языческих авторов и записывали на очищенном месте благочестивые тексты. Так было уничтожено намного больше, чем сохранено. К счастью, первоначальную запись иногда получается восстановить. Под комментариями Августина к "Псалтыри" в 19 веке был обнаружен трактат Цицерона "О республике" (очень популярный в античности, затем исчезнувший). Таким же образом были найдены "Институции" Гая, сочинения Тита Ливия, каталог поэм Гомера и др. [Е.Л.Немировский. Мир книги. - М.: Книга, 1986. - C. 48].
Все это не показалось монахам достойным сохранения, зато они усердно переписали эротические эпизоды из римского романа "Сатирикон" (наверно, жизнь в монастырях скучна была). А что сказать по поводу такого вида монастырского творчества, как подделки, типа «Переписки Апостола Павла с Сенекой», «Константинова дара» или фрагмента Иосифа Флавия о Христе (как минимум одна из двух известных редакций – подправлена переписчиком)?.."

antoin

Источники:

Как нашли институции Гая

Все записи в ЖЖ antoin по тегу  античность

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments