"...Когда третья Пуническая война фактически завершилась победой Рима и легион под началом Сципиона Африканского Младшего вошел в Карфаген, то в центральном храме - главном святилище карфагенян римляне увидели нечто, что их потрясло. Это были изображения центральных богов Карфагена. На алтаре стояли три статуи. Центральная статуя: Великая Мать, богиня Баалтис, стоявшая на четвереньках, выпятив зад и кокетливо заглядывая через плечо. Слева от нее стояла статуя Молоха, вместо фаллоса у него был меч, тестикулы у него отсутствовали. Справа от нее стоял Ваал - бог денег и золота. У него не было фаллоса, а вместо тестикул весели мешочки с золотыми монетами пересыпанными пеплом мужских гениталий. После всего увиденного римляне твердо решили стереть Карфаген с лица земли..."
Е.В. Головин "Диана".
Есть мнение, что Генон, при всей его проницательности, не увидел самого главного – того, что иерархия традиционного общества полностью воспроизведена в современном мире, с той только разницей, что сегоднешние жрецы служат религии золота непосредственно, без упоминаний Ваала и Астарты.
И мол, никакого нового кризиса современный мир не переживает, ибо все символические функции выполняются людьми так же неукоснительно, как в древнем Бабилоне – люди лишь не догадываются об этом.
Генон же, сам того не желая, пролил свет на эту тайну жрецов – отсюда его маргинализация клерикалами.
Культ религии золота – довольно четкая пародия на, условно говоря, традиционный общественный уклад .Достаточно одного примера.
После казни английского короля Чарльза I в 1649 году в лондонских цирках появилась фигура клоуна (искаженное тогдашнее crown – король). Этот персонаж старался максимально копировать убиенного монарха, что вызывало восторг зрителей.
Религия золота – пародия на любую, так сказать, нормальную религию, ибо структурирована совершенно наоборот.
- Во-первых, ее понтифекс трансцендентален – это либо инфернальный бог Плутон, либо гипотетический «самый главный банкир».
- Во-вторых, благополучие и сила такой религии зависят, противу общего мнения, от пламенной веры люмпенов, бомжей и прочих отбросов общества в светлый идеал денег.
Дело своё сделали и протестантские публиканы, по сути, провозгласившие деньги единственным мерилом человеческой весомости. Д ‘Артаньян ещё чувствовал «глубокое презрение военного дворянства к буржуазии», но его современник Кромвель уже установил власть толпы, власть, которой Стюарты не смогли ничего противопоставить.
Рим первый - Рим третий.
Источник этой одержимости Рима идеей единства и сплоченности вполне можно разглядеть в особенностях его раннего развития. В то время как Греция выросла из массы рассеянных городов, Рим вырос из единого организма. Если греческий мир постепенно расширялся по средиземноморским морским путям, Римский мир собирался вокруг одного ядра через захват все новых территорий.
Как только вышли за пределы Италии, не преминули научиться господству на море. И все-таки существенное различие несомненно. Для греческого мира важнее всего были быстрые корабли; для власти Рима важнее всего были его марширующие легионы. Греки были обручены с морем, римляне — с сушей. Грек был в душе моряком, римлянин — сухопутным жителем.
В попытке объяснить феномен Рима и его блестящие победы придется всячески подчеркивать присущий римлянам почти животный инстинкт «территориального императива». Для Рима важнее всего были организация, эксплуатация и защита своих территорий.
По всей вероятности, привычки и навыки обустройства земли воспитала у римлян плодородная долина Лация: навыки привязанной к территориям и земельным участкам системы поселений, системы собственности, системы управления и всей организации общества.
Из этого выросла гениальная военная организация римлян и упорядоченное управление. В свою очередь, сильная привязанность к земле и к стабильности, которую рождает жизнь на земле, способствовали развитию римских добродетелей:
- gravitas — чувство ответственности.
- pietas — чувство привязанности к семье и своей стране.
- iustitia - чувство естественного порядка.
«Из тех, кто обрабатывает землю, выходят самые сильные люди и самые смелые солдаты», - писал Катон Старший.
В наше время к Риму относятся очень по-разному: от бесконечного почтения у людей до глубокого отвращения у детей Ваала.
supplementum:
Этос Империи
Первое издание Британской энциклопедии образца 1771 года определяло империю как "обширное пространство земли под юрисдикцией или управлением императора". Понятие довольно размытое. Рискну добавить к нему определение империи как государства, сохраняющего военную мощь даже после своей фактической гибели. После распада экономических, социальных и демографических структур.
Самая грандиозная битва Римской империи произошла в 451 году на Каталаунских полях. Мизиец Флавий Аэций, делящий титул "последнего римлянина" с философом Боэцием, вывел против гуннских орд Атиллы алеманов, бургундов, вестготов, франков. Римской была лишь тень былого могущества. Но самый неукротимый натиск гуннов на Европу был остановлен.
А почему военная мощь Рима сохранилась после того, как исчезли не только потомки Энея, но и сабиняне, самниты, прочие италики - проще говоря, государствообразующие нации Римской республики? И даже испанцы, галлы, фракийцы - те, кто служил в легионах Империи, - остались в прошлом. Что, аура знамен и значков? Магия божеств старого Рима? Да нет, все прозаичнее. Знания и технологии. Информация.
Технологии того, как из крепких, но "тормозных" крестьян путем изнурительной строевой муштры делать бойцов, пригодных к действиям в строю. А строй это гегелевский переход количества в качество. Самый могучий Конан-варвар беспомощен перед строем латников. Знания, как управлять войсками на поле битвы. Каким законам со времен Ромула подчиняется организованное кровопролитие. Знания, записанные в Вегециевых "О военном деле десять книг", делавшие из городских поклонников Овидия и Марциала трибунов непобедимых легионов. То есть
империя имеет нематериальную информационную сущность.
Триумфатора Каталаунских полей Аэция отравили. Не гунны. Ничтожный император Валентиниан Третий. Империя пережила своего последнего героя на год.