Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Карабела (Карабэля)

Для jorian

Во второй половине XVII в., под влиянием восточных образцов, прежде всего турецких, появились сабли, которые приобрели огромную популярность не только среди гусар, но и среди польской шляхты вообще и до сих пор являющиеся наиболее известным типом польской сабли в мире, а именно знаменитые «карабелы». Характерным внешним признаком этой сабли была рукоять с навершием специфической формы, несколько напоминавшее голову орла в короне.

Для боевых карабел использовались прежде всего восточные (главным образом турецкие и персидские) или западные (в основном золингенские), а также иногда польские клинки. Несмотря на их различное происхождение, основные параметры у клинков карабел приблизительно совпадали и были следующими: длина клинка — 770—860 мм, ширина полосы — 27—33 мм, длина пера — 235—265 мм, расстояние от центра удара до центра тяжести — 250—265 мм, кривизна клинка — 70—95 мм. Рукоять состояла из двух деревянных (дубовых или ореховых) или роговых накладок, прикрепленных к хвостовику клинка с помощью штифтов. Нередко такие накладки покрывались выступами в виде «шевронов» для удобства удержания сабли в руке. Эта сабля также вошла в народную поговорку: «Без Бога — ни до порога, без карабели — ни с постели».

В Польше и Беларуси наиболее популярной саблей (венг. - czablya, от szabni — резать; sabre) стала так называемая карабела (карабэля).Именно такими рубились главные герои великолепных романов Сенкевича - пан Кмитец и пан Володыевский (кстати ,что интересно не этнические поляки , а литвины-белорусы)Эти сабли постепенно вытеснили из обихода шляхты меч и шпагу. Сабля стала их преемницей в боевой практике, а также восприняла те социальные функции, которые выполнял рыцарский меч — символ сословной принадлежности. В Речи Посполитой сабля стала знаком шляхетского достоинства, с которым в XVII — XVIII вв. не расставались не только магнаты, но и шляхтичи средней руки.И сейсчас школа сабельного фехтования Польши - является едиственным хранителем непрерывной традиции. Так в Company of Cavalier Gentlemen in Hamilton, Ontario.преподает выдающийся мастер сабельного боя Maitre Zakrzewski

Утерянное искусство

«Я искал материалы по искусству наших предков в разных библиотеках, в том числе и за границей - тщетно»

Мухтарбек Кантемиров (представитель древней воинской династии)

Дело в том, что все народы, кроме поляков, у которых исскуство боя практиковалось, после революции вошли в СССР, где само владение холодным оружием, особенно в 1930-е годы, приравнивалось к тяжелейшему преступлению. А ведь опытные бойцы, напомним, тренировались часа по три в день.Кстати, реальный прототип Григория Мелехова, казак станицы Вешенской Харлампий Ермаков, был отчаянным рубакой, владевшим шашкой в совершенстве обеими руками. Конем управлял одними шенкелями, врезаясь в ряды врагов с двумя шашками в каждой руке, орудуя ими справа и слева

«Он вел коня на выбранного противника, как и обычно все, заходя слева, чтобы правой рубить; так же норовил и тот, который должен был сшибиться с Григорием. И вот, когда до противника оставался какой-нибудь десяток саженей и тот уже свешивался набок, занося шашку, Григорий крутым, но мягким поворотом заходил справа, перебрасывал шашку в левую руку. Обескураженный противник меняет положение, ему неудобно рубить справа налево, через голову лошади, он теряет уверенность, смерть дышит ему в лицо… Григорий рушит страшный по силе удар с потягом»

Сабля "Карабела" Польша, конец XVIII века продавалась в прошлом месяце за 9500 USD.Ножны обтянуты кожей, отличный сохран, отделка серебром, рукоять - красное дерево, инкрустация серебром и бирюзой. На клинке на латыни вырезаны имена и даты из жизни польских королей X - XI века.Крестовина -типичная для карабелы

image_thumb1[1][1] image_thumb2[1][2][1]

Польские и венгерские сабли

image_thumb3[1]image_thumb1[1][2]_thumb[1]

image_thumb4

Клинок изготовлен из даммаского булата, искривленный, однолезвийный без долов, имеет характерную короткую елмань, по обоим сторонам, во всю длинну клинка, с обоих сторон, виден булатный узор который местами утрачен, на пяте с обоих сторон под перекрестьем нанесена гравированная арка (декоративное украшение свидетельствующая о иранско-турецком происхождении клинка) за которой следует гравированное клеймо нанесенное, также с обоих сторон клинка (практически утраченное), с лицевой стороны клинка под клеймом на протяжении третьей части его длины нанесена меморативная надпись в две строки на венгерском языке - Последнему Ракоци Дерчени в 1720 году - Последнему Дерчени Форгачу в 1835 году.

image_thumb5_thumb[1]

Эфес состоит из рукояти с головкой (тип орлиная голова) и крестовины с перекрестьем. Рукоять сделана из нефритовых щечек, крепится к хвостовику тремя медными заклепками (декор которых утрачен), между хвостовиком и нефритовыми щечками находятся балансировочные медные пластины. Верхние концы перекрестья утоплены в щечках рукояти, нижние входят в соответствующие углубления на устье ножен, в центре перекрестья по обоим сторонам расположен декоративный элемент в форме особого креста из натуральных драгоценных камней (касты выполнены из золота), концы крестовины выполнены в форме пуговок, золотые, состоят из кастов с драгоценными камнями (камни практически утрачены), крестовина и перекрестье выполнены из серебра с впрессованными золотыми площадками полностью покрыта резьбой и чернением выполнена изящно с тонким художественным вкусом. Гарда выполнена в европейском стиле, дорогое оформление но не перегруженность декором, благородный силуэт в сочетании с матовым блеском нефрита подчеркивают неординарность владельца.

Килих Килич Карабела

image_thumb6

Сабли типа "клих" - термин, употребляемый Марсильи; турецкое обозначение этой сабли "клыч" или "килич" в европейском написании. Клинки сабель изогнуты не сильно, они имеют среднюю ширину (3см) и толщину (0,5см), обух не выступает. Небольшая елмань(в русской терминологии) расположена в 1/3 от острия, иногда заточена с обеих сторон. Материалом для клинков служила или простая сталь, или высшие сорта булата. Некоторые клинки не имеют украшений, другие украшены орнаментом и надписями. Рукояти сабель имеют форму "орлиная голова". Сабли с подобными рукоятями, происходящие от изображения головы орла с подчеркнутым клювом,называются "карабела" и были распространены на Востоке и в Восточной Европе, в частности в Польше.

Исследованию сабель этого типа посвящена работа Z.Zygylski Jun "Karabela i szabla orla". Автор излагает несколько версий происхождения названия "Карабела", принадлежащих исследователям с середины XIX века:

  • арабскую (как "Арабела");
  • итальянскую (как "Cara e Bella", то есть "дорогая и прекрасная");
  • две географические - связанные с городом Кербела (или Карбала) в Ираке, близ Багдада;
  • версия, которой придерживается сам автор, она связана с городом Карабель в Турции, недалеко от Измира.

Мое мнение -может быть и от арабского -"сагаb"-оружие.

image_thumb7[1]

Главным отличительным признаком этого вида сабли является головка ее рукояти в виде стилизованной головы орла. Рукояти со стилизованным натуралистическим изображением головы орла известны в Ассирии, Египте, у греков и македонян, у римлян, иберийцев, испанцев, венецианцев; пройдя сквозь века, этот мотив появился в Италии в эпоху Ренессанса. Он использовался на оружии, которое экспортировалось на Восток с XVI по XIX век. Он был распространен в Польше с XVII века, и не только на оружии знати, но и на боевом оружии регулярного войска. Возможно, сочетание названия "карабела" и рукояти в виде головы орла произошло на Ближнем Востоке в XVвеке. Некоторые сабли с головой орла атрибутируются как персидские, индийские или арабские. Но большинство из них связаны с Турцией.

image_thumb8

Автор классифицирует турецкие карабелы, как роскошно украшенные сабли с рукоятями из слоновой кости, с полудрагоценными камнями, с орнаментом, выполненным золотом, серебром и чернью, растительными мотивами; с клинком из дамасской стали, с надписями и различными символами. Многочисленные образцы этой группы хранятся в европейских музеях, попав туда как трофеи, особенно при поражении турок под Веной в 1683 году.

В собрании ГИМ имеются карабелы высокого качества.У части сабель материалом для рукоятей служили темный рог и слоновая кость, украшенные резными полосками в елочку. Более дорогие экземпляры выполнены из нефрита зеленого или серого цвета; иногда нефрит украшался золотой инкрустацией. Встречаются дорогие экземпляры, выполненные из серебра, сплошь украшенные разноцветными камнями, посаженными в гнезда.

Среди клинков сабель"клих" можно выделить две интересные группы.

Общим признаком для обеих являются совершенно одинаковая малоизогнутая форма клинка с небольшой елманью и высокое качество материала - все клинки выкованы из высокосортной булатной стали.

image_thumb10[1]

Сабля Дердя Ракоци II и Йожефа Бема XVII век. На одной из сторон шамширского клинка в серебряном картуше таушированием нанесен турецкий текст, а на другой стороне находится надпись GEORG RAKOTZI II и герб Ракоци. Ее плоский клинок персидского стиля изогнут. Позолоченная серебряная рукоять выложена выпуклыми кораллами. Чеканка обтянутых зеленым бархатом ножен также украшена кораллами. В средней части ножен части находится герб Дердя Ракоци II. Позднее сабля принадлежала генералу Йожефу Бему. Длина сабли 979мм.

image_thumb11[1]

Сабля Ласло Ракоци XVI - XVII век. На одной стороне изогнутого клинка, имеющего с каждой стороны по 3 канала, изображен воин со щитом и мечом, над - ним всадник, над которым выполнена вязью надпись "Gloria, Virtutem sequito" (слава предполагает добродетель). На другой стороне изображен воин со щитом и мечом, над которым видна надпись" Achilles Graecus". Главным мотивом украшения является гриф, который в одной лапе держит меч, а другой лапой топчет мужчину в тюрбане.Ножны обтянуты кожей коричневого цвета и снабжены двумя обручами. Принадлежала Ласло Ракоци - капитану г.Варад, который погиб в 1664 году. Длина сабли 1010мм.

image_thumb12[1]

Сабля Ласло Ракоци XVII век Протравленный, граненый клинок с тремя каналами. На одной из его сторон можно прочитать Hro Deo et Patria (За бога и Родину), буквы C.L.R.D.F.C.S.S.C. (Comes Ladislaus Rakoczi, de Felsovadasz, Comitis Sarosiensis, Supremus Comes), герб Ракоци, а под ним - надпись Domine Dirige Vias Meas (Главный жупан Фелшевадаса области Шарош, Господь, укажи мне путь). На другой стороне видно Achilles Graecus es Hektor Troia.

image_thumb13[1]

Короткий позолоченный бронзовый поперечник, расширяющийся в середине. Ножны, обтянутые коричневой кожей, украшены позолоченной чеканкой. Принадлежала Ласло Ракоци - капитану г.Шарош. Длина сабли: 1080мм.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments